Вынужденный переход на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса стал шоком не только для родителей и их детей, но и самих преподавателей. В данной ситуации основная нагрузка по организации удаленного обучения легла именно на педагогов, которым необходимо в максимально сжатые сроки пересмотреть школьные программы, освоить новую цифровую технику, продумать планы проведения уроков в режиме онлайн.
Такая ситуация характерна не только для России, но и практически всех европейских стран, в которых продолжают действовать жесткие условия карантина.
Может ли дистанционное обучение стать полноценной заменой очному варианту?
Современным детям, которые родились в цифровую эпоху и с раннего детства умеют пользоваться смартфонами и планшетами, не составляет труда перестроиться на новый формат обучения. А вот педагогам, многие из которых довольно далеки от технологического процесса, переход на цифровое обучение дается более сложно.
Кстати, именно по причине того, что современные ученики совершенно по-другому обрабатывают информацию, чем их родители, старые образовательные технологии по отношению к нынешним школьникам являются неэффективными. Кроме того, они даже убивают у учеников тягу к знаниям и открытию для себя чего-то нового.
В этой связи образовательные онлайн-платформы представляют собой уникальную возможность изменить подход к обучению, ведь учебный материал можно преподнести в увлекательной форме, в том числе с элементами геймификации. Сейчас практически в любом образовательном курсе присутствует мультимедийный контент, который позволяет ученикам лучше воспринимать информацию.
Еще одно преимущество цифровых образовательных продуктов – объективная оценка знаний, ведь у многих педагогов в каждом классе есть свои любимчики и ученики, к которым учителя относятся предвзято. Цифровые же платформы могут объективно оценить тот уровень знаний, который есть у ученика.
Так, некоторые образовательные онлайн-платформы могут в автоматическом режиме подобрать для каждого ученика индивидуальные задания, благодаря чему полностью исключается вероятность списывания. Системы также проверяют ход выполнения задания и выявляют причины, по которым была совершена та или иная ошибка. Кроме того, есть системы, которые при необходимости повторно объясняют ученику тот материал, с которым у него возникли трудности.
К преимуществам образовательных онлайн-платформ относится и то, что большинство из них построено на технологии искусственного интеллекта. За счет этого удается подобрать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, при этом учитываются его личностные интересы и уровень подготовки. Соответственно, благодаря цифровым технологиям значительно повышается эффективность профориентации школьников.
Почему педагоги не хотят использовать цифровые продукты
По статистике, только около 30% всех российских учителей постоянно в своей практике используют цифровые ресурсы. Остальные же педагоги либо просто не умеют их применять или не видят их потенциала при проведении уроков.
В этой связи карантин является уникальной возможностью для быстрого освоения новых цифровых образовательных инструментов. При этом педагоги не ограничены в использовании какого-то одного инструмента. Они могут тестировать самые различные варианты, поэтому могут подобрать для себя оптимальный вариант.
Кроме того, многие сервисы пошли навстречу школам и предоставили бесплатный доступ к своим ресурсам, что, естественно, увеличило количество пользователей.
Есть ли перспективы у онлайн-образования?
Вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем может произойти массовый переход на цифровые образовательные инструменты. Сейчас становится реальностью то, о чем еще 10-15 лет назад мы могли только мечтать.
Поэтому, хотим ли мы того или нет, но образовательную систему в любом случае ждут серьезные перемены. Однако для активного внедрения онлайн-платформы в школьный образовательный процесс сейчас не хватает квалифицированных педагогов.
Еще одна проблема, которую предстоит решать государству в ближайшее время, - оптимизация расходов на учеников. По различным данным, сейчас «стоимость» содержания одного московского школьника обходится бюджету в 20 тыс. рублей ежемесячно. И эта сумма будет увеличиваться, так как школы постоянно надо оснащать новым оборудованием.
Применение же онлайн-платформ и дистанционного обучения может оптимизировать расходы на образование без потери его качества. Наоборот, уровень образования может быть улучшен, так как школьникам будут предлагаться интересные для них форматы обучения.