В середине марта в Стокгольме прошла выставка «Все для моря», где впервые был организован коллективный стенд российских производителей катеров и яхт. И сегодня я выкладываю сюда текстовую версию интервью, которое я взял у Анастасии Кобзевой, руководителя Центра маломерного и малотоннажного судостроения, организатора этого стенда. Аудио версию интервью можно послушать на Яхт Радио, вот тут.
Итак, КР - это я, а АК - это Анастасия. Да, и конечно, благодарю Анастасию и Центр маломерного и малотоннажного судостроения за предоставленные фотографии.
КР – Настя, привет. Как я знаю, ты сейчас вернулась из Стокгольма, где впервые был организован коллективный стенд российских производителей маломерных судов. Я попрошу тебя об этом рассказать. Кстати, ты сейчас на работе?
АК – Нет, к сожалению, дома, в home office.
КР – К сожалению или к счастью?
АК – Да, может быть и к счастью. Дома тоже бывает неплохо поработать.
КР – То есть предприняты необходимые меры безопасности?
АК – Да, эта ситуация с короновирусом настигла нас нежданно-негаданно. Где то в среду (11 марта) по всей Европе стали выходить постановления местных санитарных властей на эту тему, а в 2 часа дня выступил глава эпидемиологической службы Швеции и сказал о возможном ограничении массовых мероприятий до 500 человек. Мы надеялись, что нашу выставку все же оставят хотя бы до конца недели, но нет. Вечером на пресс конференции объявили – «все, ребята, сворачиваемся!». То есть выставка работала не по 16 марта, а только до 12го.
КР –Понятно. Ок, сейчас я задам тебе побольше вопросов про выставку и про участие в ней.
АК- Конечно, только я договорю, как это все отразилось на участниках. Дело в том, что сразу после Стокгольмского Бот Шоу начинается такая же выставка в Осло, куда едут многие участники этой шведской выставки. В том числе и большая группа участников – производителей лодок из Финляндии, которые выставляются на 2,500 кв. метрах. Все площади уже были забронированы, транспорт заказан, и вот…
КР – Так а эту выставку еще не отменили?
АК – Ее отменили как раз за день до закрытия нашей выставки в Швеции. Это было первой ласточкой, что и нас закроют. Я просто о том, что все это означает потерю огромных денег – и для участников и для устроителей. И сейчас все мероприятия переносятся на осень. Поэтому осенью будет все очень бурно – лодочных выставок будет в два раза больше обычного.
КР – Значит, это будет интересная осень. Давай поговорим, о том, как все начиналось. Начнем с азов. Что такое Центр маломерного и малотоннажного судостроения? Когда он появился и где работает?
АК – Пока это неформальное объединение экспортно-ориентированных российских предприятий малого судостроения, оно пока никак не оформлено. Идея появилась перед последней выставкой Нева, когда мы решили организовать экспозицию российских судов и назвать ее Центр маломерного и малотоннажного судостроения. Сейчас я думаю, эта идея выльется в создание действительно такого Центра.
КР – И этот выезд был первой такой международной акцией Центра?
АК – Да, это была первая серьезная международная акция по коллективному вывозу российской продукции при поддержке Экспортного Центра. До этого коллективные экспозиции устраивались, и также разрозненно те бренды, что представлены на мировом рынке, принимали и принимают участие в выставках в мире. За последние 3 года мы объехали около 36 профильных выставок по всей Европе, нам стало понятно, какие мероприятия эффективны, а какие нет, для какого они – в общем, везде есть свои нюансы. К примеру, если выставка в Дюссельдорфе работает глобально на всех, и туда действительно надо ехать коллективом, но при этом это очень-очень дорого, то для тех производителей, которые уже работают в каких-то частях Европы, гораздо важнее местные выставки – небольшие бот шоу в Дании, в регионах Германии, к примеру.
Конечно, за эти годы было набито много шишек и потрачено впустую средств. Мероприятия, где мы участвовали, не отрабатывали себя – мы приезжали не с тем продуктом, не в то время и тд.
КР – А почему все же вы выбрали Швецию, а не, к примеру, Финляндию? Мы же знаем, что в Хельсинки крупнейшая в Северной Европе лодочная выставка, а вы выбрали не ее…
АК – Швеция – это все-таки, в первую очередь, страна потребления. Это связано с высокой себестоимостью производства в ней. В ней есть крутые лодочные бренды (Nimbus, Hallberg-Rassy, Najad) но они либо испытывают финансовые трудности, либо уже разместили производство в других странах, таких как Польша, Эстония и даже Финляндия. Ведь оплата рабочего часа в Швеции составляет примерно 23 евро, а в Финляндии – 12 евро, а в центральной части России – 4 евро. Как я знаю, даже Вольво уже делается не в Швеции.
Поэтому на выставке в Швеции очень мощная экспозиция финских компаний малого судостроения. Они экспортируют около 3-4 тысяч корпусов, в деньгах это порядка 500 млн. евро. Поэтому финны смотрели на нас слегка косо –мол, ребята, это наш рынок, вы что, подвинуть нас решили?
Так что Финляндия – это страна судостроения, а Швеция – это страна потребления, страна реализации продукции. Мы встречались там и с представителями Ассоциации Финнбоут и Русбоат, обсудили участие в выставках в Финляндии, но все же наша потенциальная аудитория – это Швеция, Норвегия и Дания. Это страны не совсем в Евросоюзе, у них своя экономика, своя ситуация, а ввиду того, что все дорого, а рынок – огромен, у нас там хорошие перспективы.
КР – Кто поехал на выставку в Швецию? Кто участвовал в коллективном стенде?
АК - Экспозиция составляла 1200 кв. метров, на ней было представлено 9 российских брендов. Из не лодочных брендов была представлена компания Magic Float, которая занимается строительством понтонов, далее Волжанка (стенд 400 м2), которая очень серьезно работает на европейском рынке уже не первый год и показывает очень неплохие результаты, конечно, NorthSilver, с не меньшей экспозицией, которые тоже плотно осели в Европе и имеют своих дилеров в Скандинавии. Masterproboat был представлен первый раз, но они уже имеют своего дилера в Швеции, поэтому мы брали сток для выставки на месте. Из новичков к нам присоединилась Rosomaha, показав очень интересные лодки с водометными двигателями, затем Realcraft, ростовский РИФ и Виктори Боатс.
В 90% это были алюминиевые лодки, только у РИФ они делаются из материала высокого давления, типа полиэтилена, не-убиваемые лодки, ими очень заинтересовались шведы.
КР – Когда я делал анонсы этой выставки в группах в социальных сетях, то они вызвали много внимания, было много, мягко говоря, ехидных комментариев, мол, какие там могут быть успехи, продали пару лодок и все…Можешь опровергнуть?
АК – Могу сказать, что все выставочные экземпляры были реализованы в течение первых двух дней. У Masterproboat , North Silver и Волжанки есть свои дилеры в Швеции и продажи идут успешно. У нас есть ряд большое преимущество с точки зрения цены, также у нас хорошее качество в области применяемых материалов, так как российские стандарты в области судостроения достаточно жесткие. Многие об этом знают и также о том, что Россия – это судостроительная страна. Может быть, продукция не слишком хорошо выглядит, но она качественная, не-убиваемая и за хорошие деньги. Это наши три основных преимущества.
И вот еще такой нюанс – Швеция это морская страна с большим количеством островов, а Балтика – это непростое море, с постоянными сюрпризами, местами опасное для плавания. И продукция, предлагаемая на рынке, должна соответствовать эти условиям, должна быть надежной, мореходной, качественной. И еще – может показаться, что все шведы богаты. Далеко нет. Швеция сама по себе – это маленькая, дорогая страна с более-менее распределенным доходом среди населения. Они очень считают деньги, экономят их и мы должны предоставить им продукцию, как говорится, по карману.
И еще хочу отметить. Я внимательно изучила продукцию шведской компании Anytec, это конечно, просто космос, высочайшее качество, дизайн, все продумано до мелочей, придраться вообще не к чему. Шведы – они вообще стильные минималисты, живущие по принципу «лучше меньше, да лучше». А нам тяжело следовать этим принципам, то клей подтечет, то шов неровный – вот над этим придется работать.
КР – Следующий вопрос был о результатах выставки и о дальнейших планах, но вероятно, до осени никаких планов нету?
АК – Мы разговаривали со шведскими коллегами, у них достаточно много локальных мероприятий в формате мини бот шоу, мини тест драйвов, и те лодки, которые поедут на экспорт, будут в них участвовать. Возможно, есть смысл организовать здесь нечто подобное. Чтобы работать с людьми, надо приглашать их на тесты. Лодки без тестов не продать. И заинтересованность шведов в приезде в Петербург с точки зрения тестов и осмотров верфей достаточно высока.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь ссылкой в социальных сетях - дальше только интересней.