Современный бизнес не прощает ошибок, заставляет работать на высоких скоростях, а возрастающая конкуренция на рынке заставляет компании искать всё новые способы для того, чтобы их команды сотрудников были максимально эффективными и продуктивными. Но как добиться лояльности и отдачи каждого сотрудника компании, как поддерживать мотивацию коллектива в течение многих лет? На каждом витке развития своего бизнеса от компании требуется всё больше усилий для того, чтобы не только удержать, но и грамотно замотивировать персонал. Решить проблемы с лояльностью и мотивацией помогает комплексный подход к командообразованию.
Сегодня мы обсудим один из способов эффективного командообразования сотрудников – тимбилдинг для компании и его влияние на настроения в коллективе – с Марией А., руководителем направления внутренних коммуникаций крупной промышленной компании в Москве.
- Мария, давайте определимся с терминологией. Сейчас слово тимбилдинг стало использоваться, казалось бы, везде – от крупных мероприятий до пятничных посиделок в баре с коллегами. Влияет ли формат мероприятия на то, можем ли мы назвать его «командный тимбилдинг»?
- Тимбилдинг — это современный и широко распространенный способ формирования сплоченного коллектива в компании. Безусловно, мы можем сказать, что и посиделки в баре – это командообразование коллектива, если в этом неформальном мероприятии есть человек, координирующий происходящее, направляющий мероприятие в нужное русло, ставящий перед этим событием определенные цели на сплочение коллектива. Но зачастую, упоминая тимбилдинг, мы имеем в виду мероприятие, в котором каждый член команды находит свое место и раскрывает свои таланты. Сходство мероприятий есть – программа тимбилдинга всегда нацелена на то, чтобы создать все условия для неформального общения сотрудников, способствовать сплоченной работе и укрепить командный дух.
- Вы хотите сказать, что сплочение коллектива – единственная цель при организации подобного мероприятия?
- Целей может быть множество, и всегда они обговариваются заранее, ещё на этапе планирования мероприятия, когда мы понимаем, что нам необходимо проведение тимбилдинга для компании. Веревочный курс, командный тимбилдинг в формате игры или мероприятие-квест – не важно, какую форму мы выберем, мы всегда ставим для себя цели, исходящие из существующих задач и зон роста в конкретном коллективе. К примеру, для одного подразделения может быть необходимо выявить неформальных лидеров, для другого – сбросить накопившийся в коллективе негатив и направить его в продуктивное русло, а для третьего и вовсе вернуть силы уставшим сотрудникам, если наметилась тенденция эмоционального выгорания в коллективе.
- Правда ли, что тимбилдинг обязательно должен содержать в себе соревновательный эффект и без него организация командообразующего мероприятия бесполезна?
- Проведение игры для коллектива сотрудников требует очень тщательной проработки, и здесь также необходим индивидуальный подход к организации каждого мероприятия. Если для одного коллектива отлично подойдет соревнование, например, квестовая игра с ориентированием на местности, активные приключения в веревочном городке или гонка на квадроциклах или велосипедах, то для сплочения другого коллектива нужна будет игра или упражнение, сценарий которого больше направлен на интеллектуальные задачи или же совместную работу в группе. Для победы в такой игре от команды сотрудников требуется взаимовыручка, ответственность, доверие друг к другу, нахождение неординарных и креативных решений поставленных задач. Если задачи более серьезные – тогда необходимо провести командообразовательный тренинг Веревочный Курс
- Вы хотите сказать, что нет какого-то универсального решения для любого тимбилдинга, когда мы говорим про мероприятие на командообразование коллектива?
- Волшебной таблетки в сфере организации корпоративных мероприятий нет, как и в любой другой. Наша компания проводит тим билдинг в Москве для трех своих офисов, в которых по двадцать отделов разных направлений, и организация мероприятия, каждого мероприятия, это уникальный процесс разработки сценария, плана, игровой механики с учетом ситуации в конкретном подразделении, с учетом состава коллектива сотрудников, с учетом состояния командного духа и влияния руководителя. Если вы будете подходить к проведению каждого мероприятия, направленного на сплочение коллектива вашей компании, комплексно, вдумчиво прорабатывая формат, то результаты вас приятно удивят и не заставят долго ждать!
- А если сотрудники или руководители считают, что подобные вещи бесполезны? Многие рассуждают так: мы практически не собираемся вместе и не видим друг друга, каждый работает над своим направлением – для чего же нам командообразование?
- Ощущение принадлежности к команде, коллективу, общему делу для любого человека очень важно даже тогда, когда ему не нужно постоянно взаимодействовать со своими коллегами. Позволю себе обратиться к исследованию Стэнфордского университета, в ходе которого добровольцы, ощущающие себя частью сплоченного коллектива единомышленников, могли сконцентрироваться на рабочих задачах на 48-64% дольше, чем группа людей, где каждый был «сам за себя». Не стоит забывать, что человек – существо социальное, которому нужно чувствовать себя частью группы, и тогда вся эта группа будет работать эффективнее и продуктивнее на благо вашей компании.