или почему не работает российская пропаганда
Не одно государство - не может обойтись без пропаганды. И тоталитарные режимы, и демократические - так или иначе продвигают себя в информационном поле, стремясь заручится поддержкой как можно большего количества людей, продвинуть те или иные идеи,
Советская пропагандистская машина работала великолепно. А вы попробуйте в течение 70 лет - так капитально промывать мозги, что за Советским Союзом в определенные моменты истории была готова пойти чуть ли не половина мира! В том, что система рухнула - не было вины советских пропагандистов. Они никак не могли повлиять на эффективность системы, которая в силу разных причин пришла в упадок.
И вот, после десятилетия "лихих 90-х", ну или времени свободы и широких возможностей - тут уж, как кому нравится - Россия вдруг осознала, что с идеологическим противником - таки снова надо бороться. Так возродилась Великая Пропагандистская Машина! Мир вздрогнул, конгресс США - затрепетал, либералы всех мастей - нервно затянулись "косяками". Еще бы - у нас тут теперь и телеканал Russia Today, и информационное агентство Sputnik, и миллионы "кремлевских ботов", и, Владимир Соловьев (а у него каких только нет экспертов от российского доктора Мясникова до израильского разведчика Кедми), и конечно официальный представитель МИДа - Мария Захарова. Да всех разве перечислишь?
И вдруг оказалось, что все это НЕ РАБОТАЕТ! Почему не работает - судите сами: интернет разрывается от гневно-язвительных комментариев, рейтинги власти падают, памятники нашим генералам сносят, Россию постоянно во всем обвиняют. А самое главное - Советский Союз боялись и уважали, а вот нынешнюю Россию - может и боятся, но не уважают. Чтобы убедится в этом - достаточно почитать западную прессу и, как ни парадоксально, послушать самих наших пропагандистов - ведь это именно они каждый день озвучивают нам кучу нелицеприятных обвинений в адрес России со стороны так скажем международной общественности.
В чем же дело? Что пошло не так? Не буду говорить об объективной стороне вопроса: в том смысле, что российские пропагандисты также как и советские - не могут отвечать за действия властей, которые как правило и сводят на нет все их титанические усилия.
А вот с точки зрения нелегкого ремесла пропагандиста - можно было бы многому поучится у советских коллег.
Ну во-первых, если вы пропагандируете, что НАША система ценностей отличается от западной системы ценностей, то извольте уж создать собственный фирменный стиль, а не копировать те самые западные образчики - с которыми вы сами вроде как и боретесь. Но нет - зачем нам сложные пути! Решили просто скопировать: у вас там CNN и Fox News - так получите в ответ Russia Today и Sputnik, у вас там Джен Псаки вещает из сумрачных коридоров Госдепа, а мы вам - нашу Машу Захарову из светлых МИДовских вестибюлей, вы пишете фейки в Интернете - и мы будем заниматься тем же. Увы, копия, почти всегда хуже оригинала. К таким людям - как Александр Бовин, Фарид Сейфульмулюков, Валентин Зорин - можно по-разному относится, но нельзя не признать, что во-первых, это были высокообразованные и интеллектуально развитые люди, во-вторых, они не стремились копировать своих западных коллег, в третьих, никогда не опускались до уровня базарной склоки.
Базарная склока... Это собственно - то самое во-вторых, о котором я хотел сказать. Почему-то нынче считается, что главный результат работы пропагандиста - это количество публикаций, сюжетов, твитов и лайков. И, следовательно, надо комментировать как можно чаще, говорить, как можно больше. Ну почему! Почему никто не объяснит этим людям, что если страна - действительно претендует на то, чтобы быть супер-державой - ее информационная политика не может основываться на принципе - "А мы за словом в карман не полезем!"
В результате - официальный представитель нашего МИД, а вслед за ним и многочисленные пропагандисты - комментируют любой чих, прозвучавший на "загнивающем" Западе. А ведь молчание - оно зачастую гораздо красноречивее громких слов. В результате - огромное количество информационной чепухи усилиями наших же пропагандистов разносится по всевозможным СМИ. А промолчали бы - глядишь так никто и не вспомнил бы уже на следующий день.
И, наконец, в третьих, по-моему они просто устали. Что-то сломалось в этом механизме. Словесная избыточность, как и любая другая - приводит к усталости. А результатом усталости является низкая эффективность труда. Ну а там, могут ведь и бюджеты пересмотреть.