Найти тему
БРАТЬЯ Wargame Rus. История

Тайна дипилонского щита раскрыта!

Предлагаю читателям статью - сценарий к фильму посвященному македонскому и греческому вооружению. В конце статьи будет ссылка на фильм, где все можно посмотреть визуально. Ну а если нет желания смотреть видео, то прочтите текст. Это вторая часть посвященная загадочному Дипилонскому щиту.

Один из вариантов реконструкции дипилонского щита.
Один из вариантов реконструкции дипилонского щита.

У греков был еще один тип щитов для пехоты ближнего боя. Его называют дипилонским щитом или щитом с боковыми выемками. Давайте разберемся откуда он взялся. Вернемся снова в микенскую эпоху . В этот период существовал щит восьмерка. Он хорошо изучен историками, т. к. есть его изображения, как в фас так и в профиль.

-2

Щит восьмерка. Так его рисовали на стенах дворцов.

-3

А это печать с изображением этого щита сбоку.

Микенский щит
Микенский щит

Ну а это современная реконструкция. Видно что он сильно выпуклый. Состоит он как бы из двух щитов. Откуда вообще взялась идея делать такие щиты. Можно с уверенностью предположить, что в микенскую эпоху была битва в которой должно было участвовать, какое то греческое войско. Их враги имели много стрелков, поэтому воины боялись идти на битву, т. к. у них были небольшие щиты и укрыться от массированного обстрела было проблематично. И тут кто-то предложил соединить два щита вместе и дать такое вооружение воинам первого ряда. Почти наверняка это предложил религиозный деятель или вождь сославшись на волю богов. Эти воины пошли на бой с соединенными щитами и победили. Для этого региона это была какая-то важная, эпическая битва. После этого воины решили, что если они будут соединять по два щита то боги сделают их непобедимыми. У людей было мифическое, религиозное мышление. Видимо они одержали еще ряд побед, что подтвердило их веру. Это породило стремление делать сдвоенные щиты.

-5

Со временем появился какой-то оружейник мыслящий более практично и создал более удобный щит башню.

Воины с щитами башнями
Воины с щитами башнями

Он убрал ненужные боковые выемки. Но с религиозным фанатизмом воины продолжали пользоваться щитами восьмерками. Спустя сотни лет микенская цивилизация погибла. Провал был полный и по всем направлениям. Просела и культура, и экономика. Погибли практически все города, исчезла аристократия, была утрачена письменность, ремесла стали примитивными. Это я описывал в цикле фильмов про Троянскую войну на своем канале, зайдите и посмотрите ссылки дам в описании фильма. Греки почти на 400 лет разучились писать, а гончары и ювелиры рисовать и делать сложные изделия. По этой причине ученые не знают какое было оружие в этот период.

В 8 веке до н. э. греки стали оправляться от катастрофы вызванной гибелью микенской цивилизации. Появляются гончарные изделия, где нарисованы воины.

-7

Это кратер найденный в дипилонском никрополе. Датируют 8 в до н. э.. Можно видеть примитивные рисунки. Для сравнения взгляните на керамику микенцев. Небо и земля. Разницу уровня мастерства видно сразу.

Сравнение микенской вазы и вазы  после завершения "темных веков".
Сравнение микенской вазы и вазы после завершения "темных веков".

Но это первые рисунки после сотен лет полного культурного упадка. Это было начало возрождения греческой культуры от примитива до почти не досягаемых для окружающих народов высот . Ну а пока мы видим странные щиты. Их называют по месту находки дипилонскими, как называли их греки неизвестно. Они имеют огромные выемки с боков.

На сайте 10 легион есть статья "Беотийский щит - иконографический феномен" Д. П. Алексинского. Автор пытается доказать, что дипилонский щит произошел от щита восьмерки. А более поздний беотийский щит, который греки рисовали на вазах, вообще не существовал. Я конечно не профессор, но вижу явные нестыковки в этой теории. Обо всем по порядку. Автор утверждает, что мы не знаем, как выглядел дипилонский щит с боку, а из этого делает вывод, что он мог быть таким же выпуклым, как и щит восьмерка. Он ссылается на рисунки с выше приведенных кратеров.

Воин из Кардица. Фессалия.
Воин из Кардица. Фессалия.

Но помимо них есть одна прекрасная фигурка воина из Кардица в Фессалии северная Греция 700 г. до н. э.. Видно, что щит у него практически полностью повторяет рисунки на вазах.

Обратите внимание на щиты внизу вазы.
Обратите внимание на щиты внизу вазы.

Вырезы огромны. Щит воина из Кардица явно из прутьев обтянутых кожей, т. к. видны продольные полосы на внутренней стороне щита. Видимо щит был плоский. Похоже щит отвалился от фигурки и реконструкторы его пытались примостить то на спину, то дать в руку. Отсюда такие вот фото. Его конструкция явно не такая как у восьмерки. А на какие щиты он похож?

-11

Вот карта. Посмотрите кто жил рядом с греками. Взгляните на щиты хеттов.

Барельеф из Хаттусы
Барельеф из Хаттусы

Прорисовка с фрески и барельеф из Египта изображающих хеттов.
Прорисовка с фрески и барельеф из Египта изображающих хеттов.
Столица хеттов Хаттуса
Столица хеттов Хаттуса

Это барельеф из Хаттусы. У воина щит состоит из двух кругов соединенных в центре. Щит маленький. Вот еще щиты. Это прорисовки с египетских фресок в честь победи Рамзеса 2 в битве при Кадеше. Щиты небольшие и заужены в центре. Довольно стилизованные круги. На греческом щите восьмерке они достаточно четкие. Отсюда можно предположить, что щиты восьмерки зародились у греков в микенский период. Они распространились по всему Эгейскому региону и попали к хеттам. Те их переосмыслили и уменьшили размеры, оставив небольшие выемки с боков.

Традиции делать такие выемки переняли греки и это породило дипилонский щит.

Персидский барельеф из Персеполя.
Персидский барельеф из Персеполя.

Ну а на Востоке такие щиты переняли персы спустя сотни лет. Эти выемки носили видимо религиозно - мифологический характер, т. к. практического их назначения определить невозможно.

С появлением гоплонов ситуация стала меняться. Он был гораздо более удобным и практичным. От щитов диппилонского типа греки стали массово отказываться, но часть воинов не желали этого делать. Про это мы поговорим м следующей статье. Если хотите сразу ознакомиться с содержанием всей работы , то смотрите видео на канале в Ютубе. Там в получасовом фильме я зачитываю эту статью и снабжаю её еще большим числом визуальных данных и доказательств озвученной теории.