Добрейшего всем дня! Моя сегодняшняя гостья вполне может выступать в роли ответа на загадку "Много кто слышал, мало кто видел" :-) Ее сестру, Катю Костину, в бисерном мире не знает разве что совсем ленивый. Но время от времени "засвечивается" и Марина. То мелькнет на фотографии со встречи бисероплетов-крымчанок, то на каком-либо крутом конкурсе, когда одновременно пытаешься нащупать отвалившуюся от увиденной красоты челюсть и ищешь имя создавшего ее мастера, им оказывается именно она, то Катюша, выкладывая очередную роскошную работу, упомянет, что сделана она вместе с сестрой...
Как говорит один известный политик - хватит это терпеть! :-) И сегодня я чуток приоткрою завесу тайны, окутавшую эту замечательную и безусловно талантливую мастерицу.
И ты, и сестра – прекрасные рукодельницы. Кому в вашей семье нужно сказать спасибо за такие гены или воспитание, или же это ваше с ней личное «приобретение»?
В нашей семье рукоделие потомственное. Все умеют работать руками. У всех есть творческая жилка. Наверное, потому, что у нас это всегда поощрялось. Родители прививали нам интерес к различным сторонам жизни. Это замечательный двигатель в любой профессии и направлении.
С какого увлечения и в каком возрасте началась твоя рукодельная жизнь? Помнишь ли ты свои первые работы?
Точные даты скрыты историей. Всегда что-то творила, сколько себя помню. Сначала, помнится, я рисовала куколок на бумаге и вырезала их, одевала. По мере развития мелкой моторики размер этих куколок уменьшался до 1-1,5 см. Потом начались первые пробы в вышивке, ну а потом одно за другое, как снежный ком. Вышивка крестиком, счётные техники, вязание, шитьё. Первую вышивку гладью помню, как сейчас. Научилась сама. Мне в десятом классе захотелось модные тогда брюки с вышивкой. Нашла картинку в энциклопедии животных, стилизовала её и вышила черным шелком, как я сейчас уже знаю, гобеленовым швом. Была жутко собой довольна и ходила модная.
Какие направления рукоделия больше всего интересны тебе сейчас?
Сейчас я в основном вышиваю бисером и пайетками. Интересно, что раньше я воспринимала пайетки очень негативно, они мне напоминали о клюквенных костюмах народных ансамблей. Теперь это один из самых любимых материалов в работе. Мне нравится создавать фактуры, в которых не сразу угадаешь исходный материал.
Мне интересна также работа с натуральными полудрагоценными камнями. Например, выяснилось, что у меня здорово получается делать артефакты (для конкретного человека), украшения с натуральными камнями, которые помогают хозяину. Выяснилось это случайно, когда я подарила подруге подвеску и в дни, когда она её надевала, у неё ускорялось решение всех дел, даже тех, которые, казалось бы, безнадёжно зависали. У каждого такие артефакты работают по-своему. Мне всегда интересно узнавать от хозяйки, что же ей принёс её артефакт.
Очень люблю делать брошки по мотивам детских рисунков. У детей чудесное восприятие мира и чистая энергетика. А в обрамлении бисера, пайеток и всяких бусинок, это смотрится очень оригинально. Да и сам ребёнок счастлив безмерно! Кроме артефактов, это, пожалуй, единственные работы, которые я беру на заказ. Кстати, носить эти украшения с гордостью может и мама.
Ну и не могу обойти вниманием кутюрные сумочки. Сначала само конструирование сумки, продумывание технических узлов доставляло мне немало сложностей. Но со временем я нашла свои технологии. Помимо красоты и любования, эти сумки можно пользоваться по прямому назначению. Практичность – мой пунктик. Сейчас на моём счету несколько готовых сумок и еще несколько десятков в задумке. Только воплощай.
Есть ли какие-то виды рукоделия, которые ты хотела бы освоить в будущем?
Мне очень нравятся харАктерные и будуарные куклы. Они такие тискательные! К тому же обожаю лепку, поэтому я очень надеюсь, что когда я воплощу длииииный список моих задумок по вышивке, я обязательно займусь и кукольным ремеслом. Но надеюсь, что всё-таки найду для этого время параллельно. Возможно, я сделаю по одной кукле в разных техниках для своей коллекции и успокоюсь. А может, найду себя в какой-то из техник и сделаю пару выставочных коллекций.
Есть задумки для такой воскрешённой нынче техники, как папье-маше. Это ёлочные игрушки и интерьерные скульптуры. Мне очень нравится этот материал. Было бы время на моей стороне:)))
Ещё мне нравится трогательность ватных ёлочных игрушек. Их наивность и некоторая сентиментальность. Надеюсь разглядывать их на своей ёлке.
Катя рассказала, что в детстве ты была ее рукодельной наставницей и всему учила. А почему ты это делала, помнишь? Было ли это желание отвлечь чем-то приставучую малолетку-сестру, или же целенаправленно хотела научить ее творить красоту?
У нас сестрой разница в 14 лет. Понятно, что я была дежурной нянькой и мы проводили вместе много времени. Какой-то специальной цели я в этом не преследовала. Для нашей семьи было естественно рукодельничать и также естественно передавать свои знания от старшего к младшему. А поскольку, по её словам, я была для неё примером для подражания во всём, то всё происходило само собой. Я давала знания, она брала.
Сейчас мы на равных. У нас разделение по техникам. У каждой есть техники, которые даются лучше, и те, которые мы не любим. Поэтому у нас часто получаются совместные работы. Это всегда интересно. Иногда мы проводим друг другу мастер-классы. Так что всегда есть, чем удивить друг друга.
Сохранилось ли сейчас желание выступать в роли наставника и передавать кому-то свои рукодельные знания и умения?
Для того, чтобы провести мастер-класс, нужна тщательная подготовка. На Ярмарке мастеров есть мой мастер-класс по пошиву реплики русского народного головного убора. На его создание ушел месяц моего свободного времени. Хотя там нет сверхсложных техник. Мне есть, чем поделиться с мастерами, в том числе моими ноу хау. Возможно, со временем, я что-то такое выложу. Если позволит Его Величество Время.
Ты – профессиональный психолог. Очень интересна твоя точка зрения на то, может ли занятие рукоделием благотворно повлиять на психологическое состояние человека.
Важно не просто заниматься рукоделием, а заниматься тем рукоделием, которое тебе нравится. Сейчас в рукоделии нет жизненной потребности, как это было лет сто назад. Тогда каждая женщина небольшого достатка обязана была создать весь текстиль в доме. Поэтому сейчас главным критерием является эмоциональное удовлетворение. Даже в рамках одного направления можно найти приложение для разных типов нервной системы или характеров. Например, я люблю изящные вещи, у меня есть салфетки, которые я вяжу из тонких ниток, довольно плотно, а есть люди, у которых на такую мелкую работу не хватит терпения, но зато они спокойно замахнутся на длинный кардиган из толстых ниток.
Еще вспомнилось. В девяностых годах у меня появилась книга, современная перепечатка другой книги «Курс женских рукоделий» от конца 19 века. Мне запомнилось вступление. В нем говорилось о том, что очень важно прививать девочкам навыки ручной работы, так, как они формируют у будущей жены такие важные качества как усидчивость, терпение, аккуратность и восприятие красоты. Сейчас другие времена и многие женщины гордятся тем, что не умеют готовить, шить и т. д. Тем не менее, замените цель (пусть это будет не образцовая жена, что-то другое), а качества будут востребованы в разных направлениях жизни и во все времена.
А может ли это влияние быть негативным? И если да, то как этого избежать?
Разница между лекарством и ядом - в дозировке. Для меня лично рукоделие – это островок, в котором я могу укрыться от шума. Поскольку я работаю с людьми, мне важно иногда погрузиться в себя и отвлечься. Важно не застрять на этом островке навечно, потому, что выпадение из социума надолго порождает страх вернуться туда. Я знаю мастериц, у которых есть психиатрические диагнозы, и творчество их спасает от болезни. Арттерапия. Но знаю и мастериц, которые так погрузились в свои увлечения, что любое общение для них становится пыткой. Так что баланс - прежде всего.
Не очень часто, но все же тебя можно увидеть в различных конкурсах. А какая из конкурсных работ для тебя самая значимая и любимая?
Самая значимая – конечно, сумочка «Покажи мне дно морское, а я возьму тебя на Марс». Это для меня символ выхода из зоны комфорта. Я, признаюсь, немного боялась участвовать в конкурсах. Для меня эта сумочка как рубеж, когда я смогла посмотреть в глаза своему страху и сделать шаг навстречу.
Самая любимая – сумочка для конкурса «Я» от Гринбёрд. Она не прошла даже в финал. Она довольно сдержанная по сравнению с другими конкурсными работами. Но в ней столько личного смысла! Она настолько перекликается с моим внутренним миром, что я решила её не выставлять на продажу, буду носить в театр. Не расстанусь с ней!
Тебя нельзя назвать завсегдатаем бисерной тусовки. Если на реальных встречах ты еще появляешься, то в бисерном интернет-пространстве – практически нет. С чем это связано? Нет потребности общаться с коллегами по рукодельному фронту, нет времени, что-то еще?
Мне очень интересно общаться с коллегами по цеху, будь то психология или бисер. Я использую любую возможность встретиться и обсудить любые интересные вопросы, и, конечно, это приятнее делать в живую. Крымская тусовка собирается дважды в год и чего тут только не увидишь! Вот уж где вдохновение черпается тоннами! И с интересными людьми пообщаться, и новые техники можно подсмотреть.
Что касается интернет-пространства, для меня это очень затратное по времени общение. Особенно это касается чатов. Приходится постоянно мониторить кто, что написал. Вся переписка сильно растягивается во времени. Если ответили тебе, обязательно нужно отреагировать (такова культура онлайн общения, и я её уважаю). В этой ситуации мне тяжело постоянно переключаться на основные занятия и обратно, потому, что все мысли заняты перепиской «на нескольких досках» как говорят шахматисты. Иногда я захожу на форумы, просто читаю. Потом могу обсудить это с сестрой, как правило, по телефону.
Мой традиционный вопрос: расскажи о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с рукоделием.
Самый приятный случай. Сейчас приходит в голову победа на конкурсе Гринбёрд моей сумки с водолазом и космонавтом. Это было неожиданным и оооочень приятным событием! Это было моё первое участие в подобном конкурсе и вдруг сразу два вторых места! С другой стороны, сразу после конкурса наступила какая-то опустошенность. Всё-таки волновалась я сильно. И в работу вложила всю свою энергию. Потом пару месяцев приходила в себя и возвращалась в привычный ритм. Я восхищаюсь мастерами, которые участвуют во всех возможных конкурсах, иногда даже параллельно в нескольких. Возможно, к этому вечному марафону и можно привыкнуть, но у меня есть и основная работа, которая также требует внимания. Так что я могу себе позволить один-два конкурса в год.
Самый неприятный случай произошел, когда я взялась вышивать выпускное платье. Это был настоящий вызов. Настоящий кутюр! Эффект вышивки на голом теле. Вышивать надо было по сетке телесного цвета. К тому же, лиф был уже сшит и работать было очень неудобно. Я промучилась с ним около трёх месяцев, согнувшись над вышивкой буквой ЗЮ. Результат, конечно, был шикарным. Последнюю неделю работы зрение так упало, что я вдевала нитку в иголку почти на ощупь. Спина ныла и болела. А отложить было нельзя, потому что дата выпускного приближалась. К тому же, в день сдачи работы клиенты сказались глуховаты «А мы чего-то услышали цену меньше» и не сильно понимающими «А мы поняли, что такая цена». Я была такая уставшая и вымотанная, что взяла те деньги, что принесли и послала их подальше. После этого я месяц восстанавливала спину и вынуждена была надеть очки. И, что было обидно, даже фотографии готового платья мне не удосужились прислать, остались только рабочие фото. Вот так. С другой стороны, я, наконец, окончательно поняла, что все эти ночные бдения и вышивка до мушек в глазах на самом деле не нужны никому. Мне, потому, что здоровья не прибавляется, а таким заказчикам, потому, что им хочется получить кутюр за цену Али экспресс, стало быть, не ценят, стало быть, не сильно надо.
Поэтому не могу сказать, что какой-то случай однозначно плохой или хороший.
Твое пожелание начинающим рукодельникам.
Выбирайте то, что вас вдохновляет, не оглядывайтесь, кто что говорит про ваши занятия. Мы живем для себя, а не для общественного одобрения.
И вот ещё что хочу сказать: хомяк не должен вами командовать, не захламляйте своё пространство материалами, особенно некачественными. В начале рукодельной карьеры хочется купить всё и подешевле. Покупайте только ту овчинку, которая стоит вашей выделки. Ведь, если вы не хотите вкладывать деньги в свою работу, как можно ждать, что это сделают покупатели?
Один бизнесмен научил меня бизнес-игре «Время, Деньги, Качество». Смысл в том, что получить всё сразу покупатель не может. Выбираешь только два, а в третьем теряешь. Хочешь получить товар быстро и качественно – плати больше, теряй деньги; хочешь быстро и дёшево – теряешь качество изделия; хочешь качественно и дёшево – жди долго, теряй время. Для мастера эта игра – залог сохранения себя в бизнесе. Иначе грозит выгорание. Всем рекомендую.
От автора. Для тех, кто хочет поближе познакомиться с Мариной:
- психологическая страничка в Инстаграм (в разработке)
И приглашаю всех полюбоваться работами Марины. Заголовок для интервью взят с ее странички в Инстаграме, и, на мой взгляд, как нельзя лучше отображает ее творческий стиль, который как раз и отличается яркой индивидуальностью и неповторимостью.