20 апреля 1978 года пассажирский Boeing 707-321B авиакомпании Korean Air Lines был обстрелян советским истребителем-перехватчиком Су-15 и совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви в Карелии. 2 человека погибли.
В главной газете страны «Правда», вышедшей 22 апреля, не указывалось, что сбитый самолёт был пассажирским. Сообщалось, что южнокорейский самолет два часа находился в воздушном пространстве Советского Союза и на запросы с земли не реагировал. На борту находились 97 пассажиров (включая 26 женщин и 5 детей) и 12 членов экипажа, представители четырех стран — Южной Кореи, Франции, Японии и ФРГ.
А случилось вот что: Boeing следовал по маршруту Париж-Сеул, пролетел над Британией, Атлантикой и уже достиг Гренландии, когда у него вышло со строя навигационное оборудование: по одним сведениям, гироскопического полукомпаса, по другим — ошибку в вычислении допустили сами пилоты.
В результате этих ошибок огромный лайнер, сделав огромную плавную дугу, фактически полетел назад на юг — через Шпицберген в направлении финско-советской границы.
Офицеры ПВО СССР обнаружили объект за 400 километров до границы и подумали, что это возвращается с задания самолёт морской авиации, экипаж которого забыл сменить код системы опознания. Пытаясь разузнать в высших инстанциях «кто летит», получали разную информацию. Вроде, Ан-12 возвращается с Баренцева моря, или морской разведчик Ту-95. Пока разбирались, самолет пересёк границу и оказался над территорией Кольского полуострова. На его перехват был направлен истребитель Су-15 под управлением капитана Александра Босова.
Босов сперва доложил, что видит кленовый листок, что вызвало некоторую панику на земле — канадский, значит, НАТОвский — военный самолет над территорией СССР! Но через несколько минут Александр сообщил: «На борту полоса — что-то написано китайскими иероглифами, а на хвосте большой красный журавль с расправленными крыльями!» Стало ясно — гражданский самолет.
После маневров рядом с советским истребителем, Boeing начал поворачивать вправо — в сторону финской границы. У советских военных оставалось 6 минут для принятия решения, до того, как лайнер покинет воздушное пространство СССР. Приказ открыть огонь на поражение отдал командующий 21 корпусом ПВО генерал-майор Владимир Царьков.
Согласно данных американского радиоперехвата, пилот Басов попытался убедить командование отменить приказ, однако, после получения подтверждения, выпустил по лайнеру две ракеты P-60.
Первая из них прошла мимо, а другая взорвалась, оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров. Кроме того, осколками заклинило турбину одного из четырех двигателей. До сих пор неясно, почему тепловые ракеты Су-15 не попали в двигатель Boeingа. При таком раскладе, совершенно точно, лайнер был бы уничтожен.
Спикировав с высоты 9,5 тысяч метров, командиру лайнера Ким Чанг Кью, удалось удачно спланировать и посадить самолёт на заледеневшее озеро Корпиярви. Все 107 выживших пассажира были доставлены в город Кемь, где их разместили в гарнизонном Доме офицеров, а 23 апреля 1978 года в мурманском аэропорту иностранцев передали представителям генерального консульства США и перевезли в Хельсинки.
Командир корабля Ким Чанг Ки и штурман были задержаны, в связи с проведением расследования в Союзе. Они признали свою вину и обратились с просьбой о помиловании в президиум Верховного Совета СССР. После чего их выслали за границу.
30 апреля 1978 года было обнародовано заявления ТАСС об инциденте в Карелии. СССР отказался сотрудничать в расследовании этого происшествия с международными экспертами и не предоставил данные с извлеченных из корабля «черных ящиков».
Никто из пилотов и командиров, принявших решение сбить нарушителя государственной границы, не был представлен к награде. Но и наказан тоже никто не был. Действия ПВО признаны правильными.
А через 5 лет такой же перехватчик Су-15 в начале сентября 1983 года сбил над Сахалином Boeing -747 той же авиакомпании Korean Air Lines. Все 269 человек на борту погибли.
Вам хорошего дня и не сбиваться с выбранного курса!
Подпишитесь на канал Факт дня и получайте интересный факт ежедневно! Здесь я пишу о том, что интересно мне самому.