О том, что 84% операторов фиксированной (т. е. проводной) связи ждут роста тарифов в нынешнем году, сообщило агентство TelecomDaily. Эксперты провели опрос среди менеджмента 114 компаний в 15 крупнейших городах страны и выяснили, что скачок тарифов предсказывают 84% операторов. 24% опрошенных уверены в росте более чем на 20%, еще 38% назвали цифру в 10-15%.
Аналогичные данные по сотовой связи собрал «Ъ», но большинство федеральных операторов пока отказались от оценок. В «Эр-Телекоме» (один из партнеров «МегаФона») подтвердили грядущий рост тарифов на 10-15%, в «ВымпелКоме» («БиЛайн») отметили только, что «прилагают все усилия, чтобы помочь клиентам, предоставляя бесплатные и льготные сервисы». В МТС, «Теле 2» и «МегаФоне» комментировать выкладки TelecomDaily отказались — впрочем, многие федеральные издания, например, «Известия», пишут о том, что общие «правила» будут распространяться и на мобильных операторов.
Главная причина роста тарифов - издержки операторов связи, которые зависят от поставок импортного оборудования и привязаны к колебаниям курса доллара: поскольку валюта растет, растут и затраты. Вторая причина, как ни странно — падение платежеспособности граждан. Казалось бы, оно должно привести к уменьшению или «заморозке» тарифов, на деле же выходит наоборот. Проблема заключается в том, что операторы стремятся компенсировать обвал спроса повышением тарифов для тех граждан, кто по-прежнему может позволить себе их услуги. Таким образом, качественное ТВ, интернет и мобильная связь из общераспространенного блага после кризиса рискуют превратиться в «игрушку» для людей с высокими, или, по крайней мере, стабильными доходами.
Свою роль, по мнению операторов, сыграет и вероятный рост банковских ставок по кредитам — напомним, что до «коронавирусного» кризиса Центробанк РФ постоянно уменьшал ключевую ставку, но сейчас отказался от этой практики.
Операторы пока не сообщают, когда будут увеличены тарифы, но из исследования становится понятно, что это, скорее всего, произойдет после отмены режима самоизоляции и карантинных ограничений. С учетом того, что у простых потребителей к тому времени наверняка накопятся долги по кредитам, налогам, платежам за ЖКХ, которые тоже придется отдавать, Интернет может стать «дорогой игрушкой».
Олег Родионов