О существовании этих автомобилей знали считанные персоны на всю страну, хотя многие из нас наверняка встречали их на улицах. Встречали, но не догадывались о том, что перед ними нечто совершенно уникальное. И даже сегодня было нелегко собрать информацию об этих спецмашинах, развивающих до 170 км/ч.
“Для перевозки пассажиров с повышенными скоростями” – так было написано в техзадании на модель “Волга” ГАЗ-23, выданном в 1959 г. Горьковскому автозаводу заказчиком – всемогущей спецслужбой КГБ. На деле это означало, что чекистам был нужен транспорт для работы автомобилем сопровождения в правительственных кортежах, а еще – способный догонять иномарки, на которых ездили сотрудники посольств западных стран. И притом внешне спецавтомобиль должен быть неотличим от серийных машин.
Единственное, что могло выдать “догонялку” внимательному гражданину – указатель режимов атоматической трансмиссии. Впрочем, такие же были на обычных “Волгах” с АКП.
Сегодня это не просто представить, но картина взаимоотношений советских контрразведчиков и резидентов иностранных разведок часто выглядела как в киношных детективах: первые догоняли, вторые - бежали. Поэтому ключевым вопросом в них часто становился автомобиль: у иностранцев часто были топовые версии иномарок с многолитровыми двигателями, которые серийные “Волги” догнать не могли.
Внешне ничего не говорит о том, что это самая динамичная легковушка Союза. Под ее капотом – 5,5-литровый 8-цилиндровый мотор мощностью 195 л.с. и коробка-”автомат”.
Кроме силового агрегата, у ГАЗ-23 доработана подвеска и тормоза, чтобы адаптировать машину к езде на скоростях до 160 км/ч.
Поэтому часто подопечный иностранец отрывался от хвоста именно благодаря возможности быстро уехать и раствориться в толпе.
Закупать для спецслужб скоростные автомобили за границей государству было нельзя – не потому что не позволяла особенная советская гордость, а потому что затеряться в однообразном потоке транспорта той поры могла только отечественная машина.
Первая “Волга” – не первая “догонялка”
Автомобиль-оборотень на базе 21-й “Волги” не был первым “быстроходным автомобилем”, созданным для советских спецслужб – до нее были “Эмка” с фордовским мотором V8 и “Победа” с рядной “шестеркой”. Но именно “Волга” ГАЗ-23 оказалась первой “догонялкой”, дожившей до нашего времени, причем в нескольких экземплярах, а не только в виде выцветших страниц техусловий. Как минимум два экземпляра этого уникального автомобиля имеются в СНГ в восстановленном до аутентичного состояния.
Специальные “Волги” проектировали конструкторы ГАЗа, причем проект согласовывался с институтом НАМИ. Чтобы автомобиль мог, как того требовали техусловия, развивать 160 км/ч, под его капот вместо обычной рядной “четверки” втиснули 5,5-литровый V8 от правительственной “Чайки” мощностью 195 л.с. Причем вместе с коробкой-автоматом.
Коллектив конструкторов возглавил инженер Борис Дехтяр (уроженец Житомирской области), и ему пришлось решать две глобальных задачи. Во-первых, обеспечить геометрическую совместимость нового силового агрегата с непредназначенным для него кузовом, а во-вторых, привести в порядок ходовые характеристики машины с нарушенной развесовкой.
Найди сто отличий
Проблемы конструирования решали, не мелочась. Например, для мелкосерийной модели (за 1962 – 1970 гг. выпустили лишь 603 экземпляра ГАЗ-23) сделали новое днище кузова – под ним нужно было уложить все трубопроводы так, чтобы снаружи не просматривались две параллельные выхлопных системы V-образного мотора. Оригинальными были и некоторые детали передней части кузова, одни стали иной формы, другие – усиленными.
Переработали “чайковский” двигатель, сделали более мощные подвеску и тормоза, в которых использовали даже специальную высокотемпературную тормозную жидкость (до +130о С).
Внешних отличий старательно избегали. Так, селектор АКП замаскировали под обычный рычаг на руле, а на некоторых экземплярах умудрились даже вывести выхлоп 5,5-литрового мотора одной трубой.
Чтобы сохранить управляемость потяжелевшей на 300 кг машины, да еще с перегруженным передком, заводская документация предписывала размещение в багажнике 120-килограммового балласта – стальной плиты.
Еще один атрибут секретности – дополнительный запор капота, который вне гаража позволял лишь приоткрывать его на 5 см. Похожая система была устроена и в багажнике – потайная ручка блокировала штатный замок, причем оставить крышку разблокированной перед троганьем с места было нельзя физически.
На этой “Волги” две педали, как и у всякой машины с “автоматом”. На более поздних версиях ”догонялок” ставили третью педаль – бутафорскую, для маскировки.
На части экземпляров были специфические изменения в электрооборудовании – два блока тумблеров позволяли водителю мигать по отдельности каждой фарой, одним габаритом и т.п. Существовала система кодов для обмена сотрудников световыми сигналами при сохранении режима радиомолчания.
На века
В итоге получился ГАЗ-23 – “автомобиль сопровождения”, он же “быстроходный автомобиль”. Внешне неотличимый от тысяч обычных “Волг”, ГАЗ-23 был способен набирать фактически 170 км/ч (+40 км/ч) и разгоняться до 100 км/ч за 16 секунд (штатная цифра – 34 с). Автомобиль отличало высокое качество, завод давал на него гарантию полгода или 20 тыс. км, что с учетом условий эксплуатации очень даже неплохо. Интересно отметить, что представленный на наших фото ГАЗ-23 Дмитрия Гвоздева, восстановленный несколько лет назад, намотал после реставрации уже более 100 000 км. Причем без серьезных поломок.