Приветствую Вас, уважаемые подписчики и случайные читатели канала!
В последние годы все большее количество проектных организаций переходит на аутсорсинг или, по-простому, нанимает под проект необходимое количество проектировщиков-фрилансеров.
А в период самоизоляции практически все проектные организации перешли на удаленный способ работы.
Да что уж говорить о проектировщиках, если даже Главгосэкспертиза работает дистанционно))
Вполне естественно, для контроля работы, критических и узких мест в графике реализации проекта, требуется контроль работы и взаимодействие проектировщиков.
На мой взгляд, наилучшие способы контроля и организации выполнения проекта предоставляет MSProject. Кроме того, функционал MSProject позволяет даже рассчитывать затраты на проект, что очень полезно для анализа эффективности и прибыльности (убыточности) конкретного проектирования.
Правда, для неопытного и не прошедшего обучение пользователя, все его возможности не всегда известны, доступны к применению и понятны.
Как-нибудь соберусь и напишу статью о своем личном опыте внедрения системы управления проектами у одного из бывших работодателей.
Сейчас же коротенько и чисто концептуально расскажу суть процесса
Поскольку мне видится, что в двух вариантах, которые я описала в начале статьи, есть некоторые различия, то выделю особенности управления проектом для проектных организаций, позиционирующих себя как "управляющие компании" (то есть с ГИПами и главными специалистами по направлениям в штате, рядовые исполнители набираются под проект) и классических проектных организаций, имеющими большой штат проектировщиков.
Сразу оговорюсь, что есть и ряд сходных позиций.
Мне довелось поработать в компаниях обоих видов организации проектной деятельности, практически везде пришлось поучаствовать в создании внутреннего стандарта управления проектами.
Поэтому видела "изнутри" все особенности и узкие места.
Проектные организации классического типа
К этому виду можно отнести главные проектные институты по отраслям, которые работают еще с советских времен.
К ним же можно отнести и девелоперские компании, реализующие проекты строительство "под ключ" определенного вида промышленных объектов (например, энергетических), и имеющих в своем составе департаменты проектирования или дочерние проектные организации, обслуживающие только "родительские" проекты.
Особенности организации штатного расписания и проектной деятельности
- В штате имеются сотрудники, работающие по трудовому договору:
- Главные инженеры проекта (количество зависит от объемов проектирования и количества текущих проектов)
- Отделы по разделам проектирования во главе с начальниками.
- Бюро главных специалистов по направлениям ( архитекторы, генпланисты, специалисты по металлическим и железобетонным конструкциям, электрики, специалисты по вентиляции, отоплению, кондиционированию, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, тепломеханики, специалисты по газо- и топливоснабжению, специалисты по релейной защите и автоматике, сетям связи, автоматизации и диспетчеризации)
- Ведущие проектировщики, проектировщики различных категорий под руководством начальников групп внутри отделов
- Отдел технической информации и архив
- Нормоконтролеры
Как мы понимаем, фонд оплаты труда в такой организации достаточно высокий, требуется много компьютерной и копировально-множительной техники, офисной мебели и достаточно больших площадей для офиса.
И все эти затраты - постоянные, соответственно, цены проектов будут выше, чем во втором типе проектных организаций.
Плюсом, несомненно, является наличие сработанной высококвалифицированной команды, что гарантирует качественное выполнение проектов.
Характеристики систем управления проектами
- Наличие стандартов организации (СТО) по управлению проектами
- Наличие регламентов взаимодействия смежных отделов в ходе проектирования
- Строго периодические совещания по проектам
- Учет рабочего времени по "фотографии рабочего дня" каждого из сотрудников
Если кратко, суть состоит в ежедневном отчете по проекту, собирается и обобщается по всей организации, в графике проектирования сразу видны узкие места и управленческие решения своевременно принимаются для возврата процесса в нужные временные рамки.
"Управляющие" проектные организации
Особенности организации штатного расписания и проектной деятельности
- В штате имеются сотрудники, работающие по трудовому договору:
- Главные инженеры проекта (количество зависит от объемов проектирования и количества текущих проектов), выполняют и функции отдела технической информации, ведут архив, выполняют нормоконтроль
- Бюро главных специалистов по направлениям ( архитекторы, генпланисты, специалисты по металлическим и железобетонным конструкциям, электрики, специалисты по вентиляции, отоплению, кондиционированию, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, тепломеханики, специалисты по газо- и топливоснабжению, специалисты по релейной защите и автоматике, сетям связи, автоматизации и диспетчеризации)
Несложно заметить, что постоянные затраты на ФОТ, аренду, организацию рабочих мест существенно ниже.
Поэтому цены проектов будут ниже, чем у классических проектных институтов
Однако и риски срыва сроков и низкого качества существенно выше, особенно, в отсутствие выработанной стратегии управления проектами.
Характеристики систем управления проектами
- Наличие стандартов организации (СТО) по управлению проектами
- Наличие регламентов взаимодействия смежных отделов в ходе проектирования
- Учет движения проекта примерно 1 раз в месяц
- Отсутствие специального программного обеспечения для управления проектами
Наличие пунктов 1 и 2 тоже не всегда является обязательным.
Управленческие решения принимаются с запозданием, поэтому процесс теряет управляемость, что приводит к невозможности выполнения договорных обязательств и, как следствие, финансовым потерям.
Как резюме анализу могу порекомендовать читателям, работающим в компаниях второго типа, обратить внимание на процесс управления проектной деятельностью.
Помните, был такой мультфильм "Крылья, ноги и хвосты"?
Лучше день потерять, а потом за 5 минут долететь))
А теперь немного о себе)
Работаю я по трудовому договору, но дистанционно.
Никаких отчетов о работе в день приема на работу и в последующие дни совещаний не было.
А тут вот гром грянул... Проект доделан, передан, замечания сняты, будьте добры отчет по проекту предоставить)))
И сижу я уже третий день, собираю все свои "часики" в табличке эксель, скриню переписку, и доползла аж до 280 позиции... а это - только 2/3 срока проекта...
А все почему?
Догадались?
У нас второй вид проектной организации...
Спасибо, что дочитали!
Если Вам понравилась статья, не стесняйтесь, ставьте лайк, делитесь с друзьями и, конечно, подписывайтесь на канал!
А в комментариях делитесь своим опытом учета и контроля проектной деятельности!!! Обсудим!