Найти тему

Вопросы организации отчетности удаленных проектировщиков. Из серии "О проектировании"

Приветствую Вас, уважаемые подписчики и случайные читатели канала!

В последние годы все большее количество проектных организаций переходит на аутсорсинг или, по-простому, нанимает под проект необходимое количество проектировщиков-фрилансеров.

А в период самоизоляции практически все проектные организации перешли на удаленный способ работы.

Да что уж говорить о проектировщиках, если даже Главгосэкспертиза работает дистанционно))

Скрин новости о дистанционной работе ГГЭ. Правда, нерабочие дни не входят в срок экспертизы
Скрин новости о дистанционной работе ГГЭ. Правда, нерабочие дни не входят в срок экспертизы

Вполне естественно, для контроля работы, критических и узких мест в графике реализации проекта, требуется контроль работы и взаимодействие проектировщиков.

На мой взгляд, наилучшие способы контроля и организации выполнения проекта предоставляет MSProject. Кроме того, функционал MSProject позволяет даже рассчитывать затраты на проект, что очень полезно для анализа эффективности и прибыльности (убыточности) конкретного проектирования.

Правда, для неопытного и не прошедшего обучение пользователя, все его возможности не всегда известны, доступны к применению и понятны.

Как-нибудь соберусь и напишу статью о своем личном опыте внедрения системы управления проектами у одного из бывших работодателей.

Сейчас же коротенько и чисто концептуально расскажу суть процесса

Поскольку мне видится, что в двух вариантах, которые я описала в начале статьи, есть некоторые различия, то выделю особенности управления проектом для проектных организаций, позиционирующих себя как "управляющие компании" (то есть с ГИПами и главными специалистами по направлениям в штате, рядовые исполнители набираются под проект) и классических проектных организаций, имеющими большой штат проектировщиков.

Сразу оговорюсь, что есть и ряд сходных позиций.

Мне довелось поработать в компаниях обоих видов организации проектной деятельности, практически везде пришлось поучаствовать в создании внутреннего стандарта управления проектами.

Поэтому видела "изнутри" все особенности и узкие места.

Проектные организации классического типа

К этому виду можно отнести главные проектные институты по отраслям, которые работают еще с советских времен.

К ним же можно отнести и девелоперские компании, реализующие проекты строительство "под ключ" определенного вида промышленных объектов (например, энергетических), и имеющих в своем составе департаменты проектирования или дочерние проектные организации, обслуживающие только "родительские" проекты.

Особенности организации штатного расписания и проектной деятельности

  1. В штате имеются сотрудники, работающие по трудовому договору:
  2. Главные инженеры проекта (количество зависит от объемов проектирования и количества текущих проектов)
  3. Отделы по разделам проектирования во главе с начальниками.
  4. Бюро главных специалистов по направлениям ( архитекторы, генпланисты, специалисты по металлическим и железобетонным конструкциям, электрики, специалисты по вентиляции, отоплению, кондиционированию, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, тепломеханики, специалисты по газо- и топливоснабжению, специалисты по релейной защите и автоматике, сетям связи, автоматизации и диспетчеризации)
  5. Ведущие проектировщики, проектировщики различных категорий под руководством начальников групп внутри отделов
  6. Отдел технической информации и архив
  7. Нормоконтролеры

Как мы понимаем, фонд оплаты труда в такой организации достаточно высокий, требуется много компьютерной и копировально-множительной техники, офисной мебели и достаточно больших площадей для офиса.

И все эти затраты - постоянные, соответственно, цены проектов будут выше, чем во втором типе проектных организаций.

Плюсом, несомненно, является наличие сработанной высококвалифицированной команды, что гарантирует качественное выполнение проектов.

Характеристики систем управления проектами

  1. Наличие стандартов организации (СТО) по управлению проектами
  2. Наличие регламентов взаимодействия смежных отделов в ходе проектирования
  3. Строго периодические совещания по проектам
  4. Учет рабочего времени по "фотографии рабочего дня" каждого из сотрудников
  5. Планирование и отслеживание проектов в MSProject

Если кратко, суть состоит в ежедневном отчете по проекту, собирается и обобщается по всей организации, в графике проектирования сразу видны узкие места и управленческие решения своевременно принимаются для возврата процесса в нужные временные рамки.

"Управляющие" проектные организации

Особенности организации штатного расписания и проектной деятельности

  1. В штате имеются сотрудники, работающие по трудовому договору:
  2. Главные инженеры проекта (количество зависит от объемов проектирования и количества текущих проектов), выполняют и функции отдела технической информации, ведут архив, выполняют нормоконтроль
  3. Бюро главных специалистов по направлениям ( архитекторы, генпланисты, специалисты по металлическим и железобетонным конструкциям, электрики, специалисты по вентиляции, отоплению, кондиционированию, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, тепломеханики, специалисты по газо- и топливоснабжению, специалисты по релейной защите и автоматике, сетям связи, автоматизации и диспетчеризации)

Несложно заметить, что постоянные затраты на ФОТ, аренду, организацию рабочих мест существенно ниже.

Поэтому цены проектов будут ниже, чем у классических проектных институтов

Однако и риски срыва сроков и низкого качества существенно выше, особенно, в отсутствие выработанной стратегии управления проектами.

Характеристики систем управления проектами

  1. Наличие стандартов организации (СТО) по управлению проектами
  2. Наличие регламентов взаимодействия смежных отделов в ходе проектирования
  3. Учет движения проекта примерно 1 раз в месяц
  4. Отсутствие специального программного обеспечения для управления проектами

Наличие пунктов 1 и 2 тоже не всегда является обязательным.

Управленческие решения принимаются с запозданием, поэтому процесс теряет управляемость, что приводит к невозможности выполнения договорных обязательств и, как следствие, финансовым потерям.

Как резюме анализу могу порекомендовать читателям, работающим в компаниях второго типа, обратить внимание на процесс управления проектной деятельностью.

Помните, был такой мультфильм "Крылья, ноги и хвосты"?

Лучше день потерять, а потом за 5 минут долететь))

А теперь немного о себе)

Работаю я по трудовому договору, но дистанционно.

Никаких отчетов о работе в день приема на работу и в последующие дни совещаний не было.

А тут вот гром грянул... Проект доделан, передан, замечания сняты, будьте добры отчет по проекту предоставить)))

И сижу я уже третий день, собираю все свои "часики" в табличке эксель, скриню переписку, и доползла аж до 280 позиции... а это - только 2/3 срока проекта...

А все почему?

Догадались?

У нас второй вид проектной организации...

Спасибо, что дочитали!

Если Вам понравилась статья, не стесняйтесь, ставьте лайк, делитесь с друзьями и, конечно, подписывайтесь на канал!

А в комментариях делитесь своим опытом учета и контроля проектной деятельности!!! Обсудим!