Осень 1960 года особо интересными событиями не запомнилась. Самым запоминающимся было, пожалуй, солнечное затмение. Было оно, кажется, в сентябре. Началось оно во время школьных занятий, но Павел Степанович, наш учитель математики разрешил нам вместо урока наблюдать за этим за этим, редко наблюдаемым явлением. Мало того, помог закоптить специально им самим принесённые из дома стёклышки. Так что наибольшую фазу затмения мы наблюдали.
Что это была за мечта, и как она сбылась
А в конце года я получил поистине царский подарок. Дело в том, что я уже давно мечтал сохранять на бумаге то, что вижу своими глазами. Другими словами, я мечтал о фотоаппарате. Читал все, попадающие в мои руки, книги о фотографии, купил несколько таких книг на заработанные деньги. Любимыми, много раз перечитанными были "25 уроков фотографии" и "Фотографируем без ошибок".
Накануне моего дня рождения пришла посылка. Оказалось, что родители через Посылторг выписали фотоаппарат "Смена-2", увеличитель, бачок, фонарь, глянцеватель и прочие причиндалы, необходимые для фотолюбителя. Сказать, что я был счастлив, это ничего не сказать. Как и при покупке велосипеда, часть (на этот раз большая) денег была заработана мною в сенокос, но и в этот раз родителям пришлось вложиться в подарок.
Первую плёнку я, в основном, запорол — неправильно её переводил. Исправил ошибку только в самом конце и, в результате, получил с неё только несколько более или менее качественных снимков. Но больше таких ошибок не допускал. Фотографировал, обрабатывал плёнку, печатал и обрабатывал снимки, набирался опыта.
Фотолабораторию устроил в подвале. В доме, где мы поселились, он был качественным — высокий, с бетонированным дном и стенками. А главное — не надо беспокоиться о затемнении. Достаточно закрыть крышку, выключить свет, и ты оказываешься в полной темноте. Недостаток единственный — довольно прохладно.
В селе ни у кого, кроме меня, поначалу фотоаппарата не было. От желающих сниматься, поэтому, не было отбоя. Даже на похороны прийти и сделать фото на память приглашали. Позже фотоаппарат купили и Толе — вдвоём отдуваться было уже легче.
Ещё один способ заработка для деревенского мальчишки
Когда снег укрыл земля, с подачи соседа-одноклассника Вовы я освоил ещё один способ заработка — изготовление берёзовых мётел для лесничества. Там вели их заготовку (видимо для уборки дворов и улиц в городах) и принимали эти несложные изделия от населения по цене 50 дореформенных копеек за штуку. После Нового года это станет уже 5 копеек.
Деньги, понятно небольшие, но самым ценным для нас было то, что они были "живыми" — их выплачивали нам на руки. Ведь то, что мы зарабатывали в колхозе, как правило, выплачивали нашим родителям. А это уже были свои карманные деньги, и можно было, например, сбегать в кино, не выклянчивая на это деньги у родителей или приобрести расходные материалы для фотографии.
Материалом для изготовления мётел служили ветви молодых берёзок. На их заготовку мы отправлялись в лес на лыжах, таща за собой санки. Нарубив веток, грузили их на санки и везли домой. Дома набирали пучки веток нужной толщины, туго стягивали их с помощью подвешенной к потолку верёвочной петли и связывали в нескольких местах. Метла готова. За время, остававшееся после уроков до вечера, можно было набрать веток на десяток-другой мётел, а потом связать их.
Как я почти разбогател благодаря денежной реформе
О стартующей 1 января 1961 года денежной реформе, естественно, было объявлено заранее. Но вот о том, что старые монеты номиналом 1, 2 и 3 коп. останутся в обращении и возрастут в цене в 10 раз, стало известно только после Нового года. Узнав об этом, я ликовал в подлинном смысле этого слова. Дело в том, что у меня была копилка, в которой было несколько рублей именно такими монетками.
Таким образом, мои накопления возросли в 10 раз! Сумма весьма солидная для деревенского мальчика того времени. Люди воспринимали реформу именно как деноминацию. Слышали, конечно, что возросла цена золота, но рассуждали так: "Нам золото не покупать!"