В продолжении статьи Эволюция «Золушки»: чему научилась сказочная принцесса за время своего существования на экране я разберу современную сказку о девушке, добившейся успеха тяжелым трудом.
Внимание: спойлеры.
Часть II: современная Золушка
Пусть современная Золушка и живет в наше время, она проходит все те же стадии, что и ее предшественница: мачеха, труд, бал, принц и платье. Каждая из стадий обязательно присутствует в том или ином виде, ведь именно это делает сказку такой узнаваемой и уникальной. Но чем же тогда она отличается от своей средневековой версии?
Это всё она (She's All That), 1999
Лейни Боггс (Рэйчел Ли Кукк) очень умна и трудолюбива, и хотя у нее нет мачехи и есть любящий и заботливый отец, она считается серой мышкой, отчего непопулярна в школе. Этот фильм был снял как кроссовер «Золушки» и «Пигамалиона», где вместо злых сводных сестер — злые сверстники, а вместо Феи Крестной — Прекрасный Принц в роли Пигмалиона, и он тут выполняет сразу две функции: и меняет ее к лучшему, и влюбляется.
Главное отличие Лейни от средневековой Золушки — это наличие конкретных амбиций и целей. Она не просто ждет перемен, а усердно трудится, чтобы добиться желаемого. Лейни несчастна не по воле других людей, а из-за своей собственной неспособности вписываться в стандарты общества или раскрыть свой потенциал.
Я — Бетти, дурнушка (Yo soy Betty, la fea), 1999
Очень непривлекательная, но невероятно умная и талантливая девушка Беатрис (Ана Мария Ороско) устраивается на работу в модную компанию и влюбляется в шефа, своего будущего принца. Вскоре проблемы на фирме приобретают настолько серьезные масштабы, что она вынуждена участвовать в махинациях, рискуя своей репутацией и моральными принципами. Фернандо Гаитану, создателю сериала, удалось написать уникальную историю, которая стала настолько популярной, что ее адаптацией занялись многие страны, включая Россию, где сериал вышел в 2005 году под названием «Не родись красивой».
Эта история не только о пиршестве справедливости, о котором не так сложно догадаться, но и об обществе, его предвзятости и жестокости по отношению к тем, кто не вписывается в нормы. Здешняя Золушка также делается более реалистичной, не лишается человеческих недостатков, совершает аморальные поступки, допускает ошибки, вообще — растет как личность, вместо того, чтобы быть эталоном правильности с начала и до конца. При этом в итоге героиня все же становится такой, какой ее хочет видеть общество, достаточно «красивой», чтобы больше не быть изгоем, и таким образом обретает свой счастливый конец.
История Золушки (A Cinderella Story), 2004
Сэм (Хилари Дафф) мечтает уехать подальше от своей приемной семьи и поэтому много работает, чтобы накопить на учебу в университете. Она вынуждена и обслуживать мачеху, и хорошо учиться, и зарабатывать на образование, так что здешней Золушке нужно работать в три раза больше, чем обычной, чтобы заслужить счастливый конец. Она тоже непопулярна, но умна и трудоспособна, и хоть и страдает от неодобрения сверстников, показана более зрелой и сильной личностью, чем большинство из ее окружения.
Здесь Золушка вполне подходит под «эталон правильности», потому что страдает не по своей вине, а из-за того, что не в силах контролировать. И все-таки персонаж Сэм не лишен роста: в конце она учится стоять за себя и уважать себя, благодаря чему и остается в выигроше.
Ещё одна история о Золушке (Another Cinderella Story), 2008
Мэри Сантьяго (Селена Гомез) тоже непопулярна в школе и тоже невероятно талантлива. Она хочет сделать музыкальную карьеру и несмотря на свой кроткий нрав стремится на сцену. У нее есть и мачеха, и уйма обязанностей, и принц, а вот роль хрустальной туфельки играет потерянный плеер. По трекам в этом плеере Принц и понимает, что Мэри его родственная душа, и принимается искать ее по всей школе.
Этой Золушке, кроме трудолюбия и таланта, не занимать и упрямства — качества, которое так или иначе воспевается в современном человеке. Ее счастливый конец — это исполнение американской мечты, воспевающей силу воли, талант и трудоголизм.
Простушка (The Duff), 2015
Умная, но непопулярная Бьянка узнает, что на нее навесили ярлык «ЖУПА» — жирная уродливая подружка, аналог дурнушки, которую вслепую используют, как посредника между красивыми девушками и заинтересованными в них парнями. В ответ на это Бьянка решает доказать всем, что она не ЖУПА, и начинает свой путь к преображению, но вместо того, чтобы научиться вписываться в стандарты, в итоге понимает, что ее собственные стандарты намного важнее тех, которые навязывает общество. Ее преображение не столько внешний атрибут, как Принц и красивом платье, сколько измененное внутреннее состояние, делающее ее более счастливым человеком.
При этом Бьянка не просто «умная и непопулярная», она еще и смешная, в чем-то талантливая, в чем-то бездарная, где-то взрослая, а где-то ведет себя как ребенок.
Пока «Простушка» — самая молодая экранизация сказки, к тому же основанная на книге, и она изменила концепт сильнее всех своих предшественников. Несмотря на неизбежную предсказуемость сюжета, эта история декларирует мысль, которую редко встретишь в таком фильме: отношения с собой важнее отношений с миром. Именно в этом секрет зрелой, счастливой личности, а не в том, чтобы положить жизнь на убеждения других в их неправоте.
Средневековая Золушка vs Современная Золушка.
Между современной и средневековой Золушке есть много материальных, осязаемых отличий: Крестная Фея теперь вполне реалистичный персонаж, а труд имеет отношение не только к мытью полов, но и к учебе. Плюс ко всему, в современной Золушке помимо скромности и трудолюбия теперь ценится ум и талант, а проблема «списывания общества» может решаться больше, чем одним способом.
Можно ли сделать из всего этого какой-либо вывод?
Долгое время общество сублимировало свои страхи с помощью этой истории, хуманизируя их в злую мачеху или сверстников, чтобы доказать, что сможет вырваться из капкана нищеты, непринятия, осуждения и насилия. Раньше приобретение Золушкой богатства и известности символизировало победу «добра» над «злом». Но забери у оригинальной принцессы свадьбу с Принцем и хрустальную туфельку, она вернется в свое прежнее состояние, словно в ее жизни не произошло никаких изменений. Забери то же самое у современной Золушки — останется личность, которая прошла путь взросления и принятия себя.
Которая в случае чего найдет себе нового Принца или купит новое платье, если захочет.
Тебе может понравиться:
Какая история о Золушке по душе именно тебе? Если у тебя свои, отличные мысли по этой теме, обязательно делись ими в комментариях и подписывайся на канал, чтобы не пропустить новую публикацию!