Занятие в двух частях рассчитано на детей от полутора до трех лет. Продолжительность — 30-40 минут. Задачи сменяются каждые 3-5 минут. Занятие предназначено для развития умственных, творческих и физических способностей ребенка. Его можно проводить дома, не требует специальных приспособлений.
Если отсутствует цветной принтер, все заготовки можно схематично изобразить самим.
1. Начало занятия. Танцуем вместе с ребенком.
Берем малыша за руки, встаем в центр комнаты и начинаем водить хоровод под песню Е. Железновой "Вместе с нами", выполняя озвученные движения вместе с ребенком.
2. Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»
Взять небольшой симпатичный мешочек, положить туда игрушечные или настоящие фрукты. Сказать малышу: «Вот этот чудесный мешочек подскажет нам сегодня, о чем же будет наше занятие. Опусти руку в мешочек, доставай один предмет и называй его. Молодец! Как мы назовем одним словом все эти предметы? Верно, фрукты".
3. Окружающий мир. Фрукты.
Находим дома любую книгу с изображением фруктов (или же можно распечатать одну из картинок, к примеру). Еще раз показываем ребенку, называем те фрукты, что видим. Рассказываем о них, особенное внимание уделяя фруктам, которых не было в мешочке. Обсуждаем каждый фрукт, пытаемся запомнить их названия. В процессе обсуждения вспоминаем цвета – оранжевый, фиолетовый, розовый и т.д.
4. Развиваем память. Игра "Что пропало?"
Рассказываем ребенку сказку про зайку, который собирал себе фрукты на обед. Нашел яблочко, красное, румяное (выкладываем яблоко перед ребенком), нашел банан, длинный, сладкий, (кладем банан перед малышом). Еще раз подробно описываем все фрукты, даем малышу их потрогать, хорошо рассмотреть. Также поступаем с апельсином и другими фруктами. Но вот зайка отвернулся, прилетела ворона и забрала у него один из фруктов. Пусть малыш угадает, что за фрукт утащила ворона. Можно сыграть несколько раз.
5. Логика. Закрепление понятия.
Разложить перед ребенком предметы. Игрушки, одежду, овощи, фрукты. Попросить малыша положить в корзину только фрукты.
6. Дидактическая игра «Фруктовый сад».
"На высоком дереве растут яблоки (попросить ребенка повесить яблоки на высокое дереве). А на низком дереве растут груши (повесить груши на низком дереве). Груши сорвать легко, а вот яблоки очень высоко. Чтобы их сорвать нужна лестница. Но ведь у ней не хватает ступенек. Давай починим лестницу – сделаем ей ступеньки из палочек (зубочистки, спички, можно вырезать из коричневой бумаги). Чего больше на деревьях – груш или яблок?"
7. Пальчиковая игра
Пальчик толстый и большой
В лес за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедал,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросал.
8. Дидактическая игра «Разложи яблоки и груши в ящики»
"Теперь собранные груши и яблоки нужно сложить в ящики, чтобы отвезти их в магазин. Подумайте, какой ящик подойдет для яблок, а какой для груш?" Попросить малыша сложите фрукты в подходящие ящики.
Теперь малышу надо размяться! Лучше, чтобы для этого была другая комната, не та, в которой проходила творческая часть занятия (к примеру, зал, если до этого вы были в детской).
9. Учимся ловить предметы.
"Малыш, а теперь давай представим, что мы попали фруктовый сад. В этом саду я – «дерево»". Взять в руки несколько фруктов, поднять их на небольшую высоту и попросить ребенка подставить ладошки, чтобы он пойма» фрукт. Бросаем фрукты в ладошки малыша, учим его их ловить. Затем можно поменяться ролями – ребенок сам становится «деревом» (поднять ручки вверх, покачаться из стороны в стороны на ветру, покачать «веточками»-руками, пошевелить пальчиками-«листиками» и кидать фрукты). "Вот это урожай мы насобирали!"
10. Полоса препятствия
1. Собираем урожай. Ребенок собирает рассыпанные по полу мячи (мячики – это «яблочками») и складывает их в корзину.
2. Сидя на диване, бросаем мячики в тазик или ванночку, которая стоит перед диваном (собираем их, чтобы увезти в магазин).
3. Относим фрукты зверятам, которые живут на другом конце леса – пролезаем через тоннель (настоящий или сделанный из стульев, поставленных рядом), неся в руке яблоко или толкая грузовичок с фруктами.
Возвращаемся в "рабочую" комнату.
Продолжение во 2 части.
Больше тематических занятий, связанных с природой, смотрите здесь: