*на войне, как на войне
Среди друзей «Пенсионера» есть и те, кто живет за границей, но связи с любимой газетой не теряет. Автор этого материала регулярно подолгу бывает во Франции, в Париже у нее немало друзей. В России она оказалась до начала эпидемии, вернуться во Францию не смогла – границы закрыты. Но постоянная связь с теми, кто остался в Париже, позволяет со знанием дела говорить о том, как там организован карантин по коронавирусу. И сравнивать с Россией.
84 % от зарплаты + 3 месяца отсрочки за коммуналку
Когда президент Франции Эмманюэль Макрон обратился к нации в связи с пришествием коронавируса, он несколько раз употребил слово «война». «Враг невидимый, легко проникает сквозь любые границы, оттого ещё более коварный», – так выразился президент и с 16 марта на всей территории Пятой республики ввёл жёсткий карантин. Режим ЧС. Фактически военное положение.
Французы часто упрекали своего руководителя в излишней мягкотелости. Рейтинг у Макрона, честно скажем, был так себе, лишь чуть выше, чем у его предшественника Франсуа Олланда, которого французы называли «зеро плейн», что по-нашему означает «полный нуль». Но поскольку в ситуации катастрофы планетарного масштаба Макрон нашёл в себе силы принять всю ответственность на себя, то французы его зауважали и без лишних напоминаний самоизолировались в своих домах и квартирах. Разумеется, при финансовой поддержке государства. Там тоже, как и в России, далеко не все имеют сбережения на «черный» день. Высокие налоги, кредиты, ипотека, коммунальные платежи, особенно за электричество, съедают всю зарплату.
Уже 21 марта, через 5 дней после введения ЧС, правительство Макрона объявило о выделении 45 миллиардов евро на помощь предприятиям, несущим убытки, а также на выплаты пособий гражданам, вынужденно оказавшимся безработными. Весь период карантина государство будет выплачивать им 84% от зарплаты. Плюс к этому – 3-месячная, начиная с марта, отсрочка платежей за коммуналку.
Пенсионеры отложили аперитивы до лучших времён
Пенсионеры во Франции как получали свою пенсию, так и продолжают её получать. Для них в плане финансовой поддержки ничего не поменялось.
Что же касается трудящегося населения, то имеющие возможность работать на удаленке активно её реализуют. Если надо ехать на завод и вставать к конвейеру, который движется бесперебойно, – встают. У них на то имеется спецпропуск. Если не с кем оставить деток, которые временно не посещают садики или школы, а также немощных стариков – остаются дома. Патрон – так во Франции называют всех начальников и работодателей – частично выплачивает им зарплату. Но чаще нанимают кого-то за определённую плату по договору для присмотра за детьми и недееспособными стариками в отсутствие взрослых.
Во Франции достаточно высокий процент пожилого населения. Как всем представителям народов Средиземноморья, возрастным французам тоже свойственна повышенная коммуникабельность, которая выливается в длительные неторопливые кофепития, аперитивы, переходящие в обильный ужин. Все эти «ансамблё», то есть коллективные посиделки, происходят в симпатичных кафешках и ресторанчиках по соседству с домом. Благо, размер пенсии позволяет им часто обедать и ужинать вне дома. Теперь об этих маленьких развлечениях пришлось позабыть.
Аттестасьон об «унизительном перемещении»
Нынче без надобности лишний раз на улицу выходить строго запрещается. Что считается надобностью? Поход в магазин в шаговой доступности или супермаркет за продуктами, в аптеку, к врачу за неотложной помощью или по предварительной записи. Можно собаку выгулять. Все эти случаи прописаны в специальном документе. Если переводить его название дословно, то в «свидетельстве об унизительном перемещении». Это расценивается французами как временное ограничение свободы передвижения. Документ имеется на сайте Министерства внутренних дел, его нужно скачать, распечатать, внести в пропущенные строчки фамилию, дату рождения, место проживания и постоянно носить при себе. На случай, если ваши передвижения вызовут подозрения у жандармов.
Именно французская жандармерия (полиция) обеспечивает контроль за соблюдением социальной дистанции 1,5-2 метра на улицах. Отделение жандармерии находится в соседнем доме с тем, в котором мы живем, поэтому мы всегда под её неусыпным контролем. Вообще, французские жандармы доброжелательные и обаятельные. Сейчас они круглосуточно патрулируют улицы при полной амуниции, в бронежилетах – эта часть экипировки у них традиционная, с автоматами наперевес и в масках. Как говорят французы, на войне, как на войне. С невидимым, а потому особо опасным противником.
Если не сумеешь объяснить причину своего выхода из дома – заплати штраф 135 евро.
Гуччи шьёт халаты, Диор выпускает антисептики
Во время дозволенных выходов из дома французы масок не надевают, понятно, кроме медиков, продавцов в магазинах, кассиров в супермаркетах, аптекарей, автозаправщиков, жандармов и представителей ограниченного круга профессий и занятий. Не потому, что не хотят, а потому, что их попросту нет. Когда в Китае случился апогей эпидемии коронавируса, Франция отправила туда миллион защитных масок, не подумав о том, что в скором времени вирус нанесёт визит и в Европу. Поэтому теперь даже для французских врачей и медсестёр не хватает масок в достаточном количестве, а их медикам надо менять каждые 20 минут.
Недавно китайцы отправили в Европу партию масок, но что-то втридорога перекупили ушлые американцы, у которых тоже с этим проблема, а большую часть защитных средств отправили на «передовую линию» западноевропейского инфекционного фронта – в итальянскую провинцию Ломбардию. Французам ничего не досталось. Поэтому населению использовать маски запрещено, мол, сидите дома, в магазинах соблюдайте дистанцию, а маски отдайте врачам, которым без них никак нельзя.
Крупнейшие французские модные бренды Гуччи, Баленсиага, Сен-Лоран в срочном порядке перепрофилируют линии пошива одежды «от кутюр» под массовое производство масок и защитной одежды для медиков. На фабриках, где раньше выпускали духи и туалетную воду Кристиан Диор, Герлен и Живанши, налаживают производство антисептических гелей и спреев.
Кому теперь нужны духи? И куда пойти в ультрамодных нарядах? Сегодня моду диктует коронавирус!
Еще больше статей от наших читателей и авторов - здесь.
Автор Ольга Варганова, Москва-Париж (специально для газеты «Пенсионер»)
Вам понравился этот материал? Жмите лайк и подписывайтесь на канал.