Найти в Дзене
Клуб DNS

Как выбрать профессиональные наушники для домашней студии

Оглавление

Главная трудность при выборе наушников для студии не в том, сколько технических характеристик придется перелопатить, а в том, насколько выбираемый продукт подходит к тому, для чего он нужен. Иначе говоря, все зависит от цели: запись, сведение, мастеринг, диджеинг, контрольное прослушивание или все сразу.

Но, прежде всего, нужно сказать, что никакие наушники не могут полностью заменить студийные мониторы. Только мониторы позволят адекватно выстроить баланс громкости, оценить количество баса и адекватно работать с пространством. Все из-за психоакустики — например, бас слушатель воспринимает не только ушами, но и всем телом, чего не происходит в наушниках. А на колонках пространство будет звучать по-иному из-за того, что сигналы из правых и левых динамиков пересекаются между собой, чего, опять же, почти не происходит в наушниках.

-2

Несмотря на это, наушники постоянно используются в студии как дополнение к студийным мониторам. Главное отличие студийных наушников от бытовых в том, что первые передают звук максимально честно, без приукрашивания вроде раздутых басов "чтобы качало", приподнятых верхов «чтобы ярче» и тому подобных решений. Звукорежиссер использует наушники как увеличительное стекло, чтобы рассмотреть самые мелкие детали трека. Они позволяют очень точно работать с тембрами, эквализацией и динамикой. Все благодаря тому, что звук в наушниках не зависит от помещения, которое даже на крупных студиях не всегда имеет идеальную акустику.

Технические характеристики студийных наушников

Конструкция

Первое, что нужно знать — студийные наушники всегда охватывающие (в простонародье - лопухи) и по типу конструкции делятся на три типа:

  • Закрытые. Такая конструкция изолирует слушателя от посторонних звуков и не дает сигналу из наушников прорваться наружу. Идеально для записи вокала и акустических инструментов. Однако в закрытых наушниках очень быстро устают уши, сводить в них долго не получится, да и в звучании есть свои нюансы, например, недостаточно широкая сцена.
-3

  • Открытые. Открытая конструкция улучшает передачу пространства и объема, расширяет звуковую сцену. Все потому, что в ней есть утечки звука из левого канала в правый и из правого в левый, как и в колонках. За счет того, что уши не изолированы в герметичном пространстве, открытые наушники очень комфортны и могут применяться для длительных сессий сведения. А вот записывать в них вокал — плохая идея: чувствительный конденсаторный микрофон будет ловить утечки звука из наушников, создавая нежелательный шум и проблемы с фазой. Также в них будет неуютно слушать музыку в общественных местах — все вокруг тоже будут ее слышать.
  • Полуоткрытые. Представляют собой некий компромисс первых двух вариантов. Звуковая сцена достаточно широкая, звукоизоляция есть, уши не устают так быстро, как в закрытых. Но по сравнению с открытыми они все равно уступают в плане комфорта, поэтому в профессиональных студиях используются, в основном, для работы с тембрами и контроля баса. В домашних же могут стать универсальным инструментом.
-4

Сопротивление, импеданс

По-сути, динамик — это электромагнитная катушка с магнитом по центру. У нее есть электрическое сопротивление, измеряемое в Омах, которое и называется импедансом. Логично, что, чем выше сопротивление, тем более мощный усилитель для наушников нужен, чтобы они звучали как надо. В бытовых моделях импеданс — пара десятков Ом, но в студийных он доходит до нескольких сотен.

Следует внимательно ознакомиться с техническими характеристиками своей звуковой карты. Недорогие карты для домашней студии не всегда могут «раскачать» высокоомные студийные наушники — не хватит мощности встроенного усилителя для наушников. Звук будет тихим, вялым, с ватными басами. Придется докупать отдельный усилитель. Интересно, что некоторые производители выпускают одну и ту же модель с разным импедансом. Например, Beyerdynamic DT 990 (250 Ohm) и Beyerdynamic DT 990 (600 Ohm).

Зачем же, в таком случае, нужны высокоомные наушники? Дело в том, что высокий импеданс позволяет добиться большей ясности в звучании, особенно в середине и верхах спектра. Также становится лучше микродинамика, транзиенты отыгрываются четче и честнее, что важно при работе, например, с барабанами. Разница, конечно, не катастрофична, но она присутствует, и профессиональные студии предпочитают именно высокоомные модели.

-5

Если звуковая карта будет выбираться под наушники, тогда стоит обратить внимание на интерфейсы Focusrite. Они имеют качественный усилитель, который легко справится с 250-омными наушниками.

АЧХ

Здесь все просто. Чем ровнее амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), тем достовернее наушники будут воспроизводить сигнал. Чем шире АЧХ, тем больше басов или высоких частот они будут отыгрывать. Интересно, что в последнее время среди звукорежиссеров набирают популярность магнопланарные наушники с электростатическим излучателем, например, Audezee LCD-2. Такие позволяют добиться почти идеально ровной АЧХ. Однако пока что это скорее экзотика, чем стандарт.

-6

Комфорт

Даже для рядовых слушателей, проводящих в наушниках по часу-полтора в день, этот параметр имеет большое значение. Никто не хочет носить слишком тяжелые или давящие на виски наушники. Что уж говорить про звукорежиссеров, которые проводят в них по 4–6 часов в день! Профессиональные студийные наушники сделаны с заботой о бойцах невидимого фронта — они всегда очень удобны, нигде не давят, а порой очень гибко настраиваются под слушателя. Например, AKG K702 умеют делать это автоматически.

А просто слушать музыку в них можно? 

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит для начала дать ответ на вопрос более философский: «Доставит ли мне удовольствие музыка, в которой слышны огрехи звукозаписи и ошибки при сведении?» Ведь альбомов, сведенных идеально, почти не существует: музыка — это бизнес, у бизнеса есть дедлайны, а дедлайны порождают косяки и недоработки. Еще хуже со звуком у независимых групп и диайвайщиков (DIY — Do It Yourself, такие группы не подписаны на лейблы и выпускают релизы самостоятельно) — у них просто нет денег на качественную запись. Бытовые наушники замыливают неряшливые склейки, конфликты частот, недостаток реверберации или дилей невпопад, а в студийных это похоже на грубую орфографическую ошибку посреди поэмы. Наверное, с этим можно научиться мириться, но тем, кто причисляет себя к перфекционистам, придется нелегко.

-7

На какие модели обратить внимание?

  • Для новичков: Pioneer SE-M521 — закрытые наушники начального уровня с достаточной для студийной работы звукоизоляцией. Хоть они и спроектированы, в первую очередь, для бытового прослушивания, их вполне хватит для диджеинга, звукооператорской работы и записи в студии.
  • Для записи: Sennheiser HD 280 pro. Очень ровные по АЧХ наушники, которые являются внутренним стандартом многих студий. Обеспечивают непревзойденную звукоизоляцию, поэтому повсеместно применяются для записи вокала и акустических инструментов. Однако за это придется поплатиться комфортом — они могут немного жестко сидеть на голове.
  • Для сведения: AKG K702 — открытые наушники с необычайно широкой звуковой сценой. Их характерной особенностью являются приятно сглаженные шелковые верха, которые не режут ухо при длительной работе. Наушники очень легкие, с мягкими амбушюрами, к тому же они умеют подстраиваться под голову слушателя автоматически.
  • Универсальные: Beyerdynamic DT 880 — один из эталонов полуоткрытых студийных наушников с почти идеально ровной АЧХ и беспрецедентной детализацией. Справляются даже с самыми быстрыми транзиентами. Модель используется многими профессионалами для записи, работы с тембрами, сведения и мастеринга.
  • Еще и музыку послушать: Audio-Technica ATH M50x — бестселлеры на Sweetwater и Amazon. Такие использует американский артист FINNEAS, брат певицы Billy Eilish и лауреат целой пачки Грэмми-2020, в том числе за лучшую запись и сведение. Они не такие нейтральные, как Beyerdynamic и Sennheiser: необычайно глубокий бас кому-то может показаться слегка раздутым, но это делает их неплохим выбором в том числе для бытового прослушивания. Отдельный интерес вызывает складная конструкция — наушники легко перевозить, они занимают мало места и станут идеальным выбором для ультрамобильных студий — ноутбук, компактная звуковая карта и ATH M50x.
  • Для перфекционистов: Shure SRH1840 — открытые студийные наушники от компании, которая уже много десятков лет делает профессиональную аудиотехнику. Воспроизводят чистый, нейтральный и максимально детальный звук. Очень легкие и комфортные, при ношении про них можно буквально забыть. Бескомпромиссное решение для самых требовательных звукорежиссеров и аудиофилов.

С вами был Клуб DNS, подписывайтесь, заходите в гости, пишите. Всегда рады! :)