Что может быть проще: прочитать книгу, а потом под впечатлением о ней написать песню? Современные рок и поп исполнители так и делают, требовать от них большего не имеет смысла. Это их творческий потолок.
Опытные композиторы способны из литературного произведения сотворить шедевр. Итак, источники настоящей музыки.
ПУШКИН
Как известно, Пушкин - наше всё. И это на самом деле так. Огромное количество значимых произведений русской академической классики написаны на его сюжеты.
- Первая настоящая русская опера "Руслан и Людмила" была представлена Михаилом Ивановичем Глинкой уже через 5 лет после смерти поэта.
- Пётр Ильич Чайковский на основе произведений Пушкина создал три оперы: "Мазепа", "Евгений Онегин", "Пиковая дама". Качество этих сочинений настолько высоко, что никто больше и не пытается представить иную интерпретацию литературной основы.
- Первая русская декламационная опера "Каменный гость" Александра Сергеевича Даргомыжского. Им же написана опера "Русалка".
- Новаторская опера "Борис Годунов" Модеста Петровича Мусоргского.
- Николай Андреевич Римский-Корсаков вносит в мировую оперную сокровищницу три произведения: "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" и "Моцарт и Сальери".
- Большим поклонником Пушкина был Цезарь Антонович Кюи. Его перу принадлежат оперы "Кавказский пленник", "Пир во время чумы" и "Капитанская дочка".
- Обе оперы последнего русского романтика Сергея Васильевича Рахманинова созданы по пушкинским сюжетам: "Алеко" и "Скупой рыцарь".
Плюс десяток балетных постановок: от "Египетских ночей" Антона Степановича Аренского до "Золотой рыбки" Николая Николаевича Черепнина.
Количество песен и романсов на стихи Пушкина не поддаётся исчислению. Нет никого в русской литературе, кто мог бы составить ему конкуренцию. Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой и Фёдор Михайлович Достоевский только вместе взятые смогут как-то противостоять сюжетной диктатуре Александра Сергеевича.
Иностранные авторы к творчеству Пушкина если и обращались, то не смогли создать ничего стоящего. Примеров удачных реализаций я не знаю.
ГЁТЕ
Безусловным лидером среди сочинений Иоганна Вольфганаг фон Гёте является его главный труд - "Фауст". К этому источнику тяготели композиторы разных стран.
- Первым, воплотившим драму Гёте для оперной сцены был Людвиг Шпор.
- Гектор Берлиоз дважды обращался к этому сюжету: "Восемь сцен из Фауста" (1829) и "Осуждение Фауста" (1846).
- Знаменитые оперы француза Шарля Гуно и итальянца Арриго Бойто.
- Фауст-симфония и Соната си минор Ференца Листа.
- Инструментальные произведения Антона Григорьевич Рубинштейна, Роберта Шумана и Рихарда Вагнера.
- Шедевральная кантата Альфреда Гарриевича Шнитке.
Балеты и песни само собой разумеется. Из других сочинений Гёте наиболее удачное воплощение получили баллада "Бог и баядерка" в балете "Баядерка" Людвига Минкуса и роман "Страдания юного Вертера" в опере "Вертер" Жюля Массне.
О музыкальном воплощении "Лесного царя" на канале выходила статья. Кликайте, если не страшно.
ШЕКСПИР
Всё познаётся в сравнении. Пушкин замечательно получается у русских композиторов, Гёте прекрасно находит воплощение у европейских авторов. Но когда восходит Уильям Шекспир, они оба в почтении отходят в сторону.
Составить хотя бы приблизительный перечень музыкальных произведений, навеянных величайшим английским драматургом задача непосильная. Это настоящий Океан! Быть может в эти минуты какой-нибудь композитор заканчивает свою трактовку "Бури" или "Сна в летнюю ночь", или "Гамлета".
Все основные трагедии и комедии Шекспира превращены в музыку, абсолютно все. На вершине этого хит-парада расположились "Ромео и Джульетта". Наиболее известные воплощения.
- Оперы Винченцо Беллини и Шарля Гуно.
- Увертюра Петра Ильича Чайковского.
- Балет Сергея Сергеевича Прокофьева.
- Симфоническая поэма Гектора Берлиоза.
- Мюзикл Леонарда Бернстайна.
- Рок-опера Владимира Калле.
- Саундтрек Нино Рота.
Из оперных композиторов, пожалуй, лучше всего передаёт шекспировские идеи Джузеппе Верди. Популярность его опер "Макбет", "Отелло" и "Фальстаф" превосходят театральные оригиналы.
Причина неиссякаемости литературного источника Ульяма Шекспира для музыки лежит на поверхности, а не в глубинах. Это реализм и отчётливое заявление правды. У меня всё.
На месте традиционной несмешной байки задачка:
Оркестр из 30 музыкантов исполняет Четвёртую симфонию Бетховена за 40 минут. За какое время оркестр из 60 музыкантов исполнит Восьмую симфонию того же автора?
О литературных источниках современных песен читайте тут!
Вне зависимости от того, сможете Вы или нет решить задачу, для Вас собран и, что немаловажно, постоянно пополняется каталог публикаций канала Океан между Нот.