Вы будете склонны к внезапным, разрушительным потрясениям. Примерно в 45 лет ваша продуктивность, креативность и адаптивность начинают неумолимо снижаться. Вместе с ними проходит и счастье. Твои лучшие годы остались позади. Естественно, во всем виноваты ваша работа, брак и разбитые надежды. Если вы или кто-то важный в вашей жизни проявляет симптомы беспокойства среднего возраста, будьте встревожены!
Всё в абзаце, который вы только что прочитали, неточно. Действительно, средний возраст - это сложное и уязвимое время. Но большинство из того, что люди думают, что они знают о кризисе среднего возраста – начиная с представления о том, что это кризис, – основано на вредных мифах и устаревших стереотипах. Правда гораздо интереснее и гораздо более обнадеживающая.
1. Вы входите в опасную зону!
На самом деле, средний возраст-это переходное время. Для большинства людей это происходит постепенно, естественно, управляемо и полезно, хотя и неприятно. Другими словами, это полная противоположность кризису. Идея кризиса среднего возраста впервые появилась в статье психоаналитика Эллиота Жака в 1965 году и вскоре получила широкое распространение в массовой культуре. Психологи не обнаружили такого феномена, когда проводили исследования, но идея кризиса среднего возраста отказывалась исчезать.
Затем, около 15 лет назад, экономисты сделали неожиданное открытие: U-образная кривая счастья. При прочих равных условиях – то есть как только такие условия, как доход, занятость, здоровье и брак, исключаются из уравнения, - удовлетворенность жизнью снижается с начала 20-х годов до достижения 50-ти лет, а затем она оборачивается и повышается вплоть до поздней зрелости. Этот паттерн был обнаружен в разных странах и культурах по всему миру; его разновидность была обнаружена даже у шимпанзе и орангутангов.
Мы предполагаем, что старение само по себе либо не влияет на счастье, либо просто делает нас несчастными. Но вместо этого он борется со счастьем до середины жизни, а затем переходит на другую сторону. Конечно, старение-это не единственное, что происходит. То, насколько удовлетворенным вы себя чувствуете в любой момент времени, будет зависеть от многих вещей; но независимого эффекта старения более чем достаточно, чтобы сделать заметную разницу, особенно если остальная часть вашей жизни стабильна и гладка.
2. Я должен быть чем-то недоволен
Необязательно. Люди очень плохо умеют объяснять причины нашего несчастья, а мое было результатом процесса старения. Если бы я бросил свою карьеру на ветер, это не помогло бы мне, а возможно, только ухудшило бы ситуацию. К счастью, у меня хватило здравого смысла не бросаться к выходу. Как и большинство людей. Вопреки стереотипу красоты, большинство из нас с трудом переживает кризис среднего возраста, не разыгрывая его, что очень удачно, потому что кризис действительно может стать кризисом, если он приведет людей к импульсивным и дорогостоящим ошибкам.
Так из-за чего же этот спад? По-видимому, это отчасти следствие естественных изменений в наших ценностях. Мы начинаем взрослеть в 20-30 лет, честолюбивые и конкурентоспособные, стремящиеся набирать очки на табло и накапливать социальный капитал. В позднем взрослом возрасте, после среднего возраста, мы смещаем наши приоритеты от амбиций к углублению нашей связи с людьми и деятельностью, которые имеют для нас наибольшее значение. В промежутках между ними мы часто переживаем мучительный переход, когда старые ценности не приносят ожидаемого удовлетворения, а новые еще не утвердились.
3. Несчастье среднего возраста-это для людей с низкими достижениями
Конечно, если нам посчастливится поставить много очков на доске к 40 годам, достигнув или превзойдя наши цели,недомогание не ударит? Опять ошибся. Самый извращенный эффект недомогания среднего возраста заключается в том, что люди с высокими достижениями особенно уязвимы. Причина в том, что исследователи называют гедонистической беговой дорожкой. Чтобы мотивировать нас, юношеские амбиции делают нас нереалистично оптимистичными в отношении того, сколько удовлетворения принесет успех. Позже, когда мы достигаем цели, наше стремление к статусу и успеху двигает стойки ворот. Несмотря на наши объективные достижения, мы не так удовлетворены, как ожидали. Мы удивляемся: "А почему я не стал счастливее?"Поскольку этот цикл достижений и разочарований повторяется с течением времени, удовлетворение начинает казаться навсегда недосягаемым.
Люди с высокими достижениями особенно уязвимы именно потому, что они придают так много значения своим достижениям, и потому, что им есть за что быть благодарными. Они часто переживают свою неудовлетворенность как неоправданную и иррациональную: моральный недостаток. Это делает их еще более неудовлетворенными. Теперь неудовлетворенность сама себя загружает, создавая самоходную спираль.
Ничто из этого не бросает тень на создание бизнеса, получение докторской степени, создание семьи или другие достойные восхищения амбиции. Эти вещи действительно стоят того, чтобы их делать. Просто помните, что объективный успех не дает никакой гарантии против субъективного недовольства и, действительно, может сделать его еще хуже – до тех пор, пока вышеупомянутые изменения в наших ценностях не облегчат нам спрыгнуть с беговой дорожки амбиций.
4. В 50 лет мои лучшие годы остались позади
Этот миф является одной из самых больших причин недовольства, потому что мы предполагаем, что если мы не будем удовлетворены в 50 лет, мы никогда не будем удовлетворены. На самом деле кривая счастья показывает, что при прочих равных условиях лучшее в жизни еще впереди. По мере того как мы проходим через свои 50, 60 и 70 лет, старение делает нас более позитивными и уравновешенными, а также менее напряженными и сожалеющими. Этот так называемый позитивный эффект, по-видимому, даже обеспечивает некоторую эмоциональную защиту от негативных последствий физического упадка и плохого самочувствия. В 2011 году психолог из Стэнфордского университета Лора Карстенсен пришла к выводу: “Вопреки распространенному мнению о том, что молодость-это лучшее время в жизни, нынешние результаты говорят о том, что пик эмоциональной жизни может наступить только в седьмом десятилетии.”
Ложное предположение, что мы достигаем пика в среднем возрасте, не только делает спортсменов среднего возраста излишне пессимистичными; оно также подпитывает стереотип выжженного, ожесточенного старца, который, в свою очередь, подпитывает возрастную дискриминацию, которая оставляет огромные запасы опыта и творчества недоиспользованными.
5. Спад среднего возраста это то, чего стоит стыдиться
Это, пожалуй, самое вредное заблуждение из всех. Объедините ложные предположения, перечисленные выше, и вы получите картину кризиса среднего возраста как неоправданной, потакающей своим желаниям формы поведения счастливых людей, которые должны быть более благодарны. Неудивительно, что это стало широко высмеиваемым клише. Но в результате миллионы людей, переживающих переходный период среднего возраста, делают это молча и изолированно, боясь говорить об этом, часто даже со своими супругами, опасаясь вызвать семейную панику или услышать, что им нужны лекарства.
Это должно измениться. Изоляция и стыд усугубляют вероятность нестабильности и подлинного кризиса. Вместо этого люди нуждаются в поддержке и связи. Им нужно знать и слышать, что они проходят через совершенно нормальный и в конечном счете благотворный человеческий переход.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал и будьте в курсе всех новостей! Спасибо за лайки и комментарии!