Найти тему

История про бизнес, маркетинг и волшебную палочку.

Екатерина, вот как эксперт по эффективным стратегиям, ты много общаешься с собственниками бизнеса. С твоей точки зрения, куда сейчас движется маркетинг в современном бизнесе?

Тут на самом деле две плоскости, куда движется маркетинг и вовлеченность собственников в маркетинг.

Самое нелепое то, что многие собственники не понимают зачем им нужен маркетинг. Нет, он понимает зачем продажи, ведь это генератор выручки. Но доля маркетинга в умах предпринимателей ничтожная. И тут на мой взгляд две проблемы:

  • на рынке очень много некомпетентных специалистов, шарлатанов и инфоцыган, которые на основе одной прочитанной книги, запаковав себя экспертом, продают себя за дорого. Это отпугивает.
  • сами маркетологи не дорабатывают, не умеют оценивать ситуации со стороны. Были случаи, мои студенты, в РАНХиГСе где я преподаю, иной раз задают вопросы, от которых я впадаю в ступор. Например: "Как мне определить конкурентов?" А это на минуточку директор по маркетингу крупной компании спрашивает.

Можно ли это понять?

Тут не хватает стратегического видения, и катастрофически не хватает у них времени. Моя хорошая знакомая, еще один директор по маркетингу молочного производства погрязла в операционке. Она говорит, что совершенно нет времени посмотреть со стороны на то, куда мы движемся... Они что-то делают, упаковки переделывают, выводят новый продукт на рынок, постоянно какой-то процесс.

И что? Процесс ради процесса?

Тут должна быть стратегия... И это история не быстрая. А как бывает зачастую? Не каждый собственник заканчивает MBA. Он берет себе директора по маркетингу, дает ему 200 тыс зарплаты и ожидает от него каких-то ощутимых результатов в первые месяцы его работы. А директор себя продать, продал, а не умеет объяснить, что через месяц собственник не получит ощутимой отдачи, начинаются качели. А последний уже думает, что он приобрел волшебную палочку.

Тут не хватает такого места, где собственники смогли встречаться с практиками, которые на понятном языке для предпринимателя смогли объяснить всю проблематику и принципы маркетинга применимый для каждого бизнеса в частности. На мой взгляд этого нет.

Я не беру в счет различные конференции и шоу-маркетинга, на которых приглашают распиаренных гуру, которые рассказывают про всякие фишечки. И что дальше? Ну узнал предприниматель очередную фишечку. Ну запостил в инстаграме очередную фоточку со звездой. Приезжает к себе на предприятие и пытается это внедрить... Не проанализировав свой рынок, не разобрался в ситуации у себя в компании, по шаблонному алгоритму пытается внедрить, а она ему не налазит. Потом у него объективные причины думать, что все маркетологи шарлатаны.

Я очень хочу этот стереотип изменить. Я хочу создать такое место, где предприниматели смогут получать практические решения именно для своего бизнеса. Иметь окружение экспертов, где они смогут проверить свои гипотезы, обсудить, как все таки применять новые фишечки и нужны ли они. Проект "Про бизнес уникальность" - именно про это.

Скажи, а как ты относишься к такому термину, как диджитализация?

Да, сейчас бум на диджитализацию. Многие собственники, с кем общаюсь, говорят мне, что лендинг это наше все, конверсия и автоворонка...

Далеко ходить не нужно, в одной из моих групп, в которых я работаю с предпринимателями, собственник рассказывает: "Я сделала лендинг, мне сказали что нужно трафик и конверсию, пол года уже занимаюсь и трачу 300 000 рубле в месяц." Я спрашиваю: "А продажи?" Начали разбираться с продуктом, оборудование инновационное, высокодорогостоящее для автомоек. Целевая аудитория собственники автомоек, изучить кто они? Так нет, стреляем рекламой по всем как из пушки по воробьям. Оборудование уникальное, а уникального торгового предложения нет.

Digital – это модно, но не всем это надо.

Как только появляется модная тема, то все кидаются туда, забывая о том, что нужно понять свой продукт, свою аудиторию и свой рынок.

К сожалению или к счастью, старых добрых методов никто не отменял. Без анализа ситуации двигаться вообще никуда нельзя. Иначе движение на месте Вам гарантированно. Движухи много, а ничего не происходит.

Собственно про движуху. Общалась с клиентом. У него производство одежды. Спрашиваю:

- А вы для себя разделяете операционное управление и инвестиционное? Вы же деньги зарабатываете как собственник или просто зарплату получаете как управляющий?

- Хороший вопрос, я даже про это не думал.

Сидим дальше. Общаемся. Он начинает смеяться, саркастически. Я спрашиваю:

-Что случилось?

Он говорит:

-Знаете, я тут подумал и понял, что я как генеральный директор, приезжаю каждый день, я занят, там есть какая-то зарплата, но я полностью, как инвестор за прошлый год заработал 45 000р. Нормально?

Вот такая вот история про бизнес, маркетинг и волшебную палочку.

-2