Для меня пришло время фильма, выход которого ждали многие любители творчества Стругацких. Алексей Герман снимал "Трудно быть богом" долгие четырнадцать лет. Премьера состоялась в 2013 году.
По воспоминаниям участников работа была трудной, режиссер мог несколько дней репетировать один эпизод, при чем, делал это в полных декорациях с загримированными актерами, требуя от них максимальной отдачи.
Действие картины проходит на другой планете, куда заброшена группа землян. Их задача - наблюдать за происходящим без малейшего права вмешиваться в ход событий. На планете царит мрачное зловонное средневековье. Некоторое время назад историки с Земли обнаружили на планете признаки возрождения культуры и науки, что давало надежду на развитие общества в сторону прогресса, но прогнозы землян не оправдались - к власти пришли крайне реакционные силы.
Наблюдателям осталось лишь одно - всеми силами спасать чудом уцелевших ученых, книжников, изобретателей, в надежде со временем направить историю планеты по гуманистическому пути.
Я была морально готова к тому, что увижу. Наверное поэтому картинка меня не шокировала. В фильме люди живут в непролазной грязи, среди нечистот и отбросов, в смраде и мерзости.
Картинка снята очень плотно. Камера вплотную преследует участников событий, зачастую это настоящая репортажная съемка. Режиссер буквально погружает зрителя в арканарский кошмар. В фильме нет привычной кинематографической драматургии, как нет ее в обычной жизни. Нет продуманной цепи событий, ведущих к страшной развязке. Он, словно мозаика, складывается из эпизодов, каждый из которых формирует цельную картину происходящего.
Мне кажется, первоначальное название фильма "Хроника Арканарской резни" наилучшим образом отражает суть картины.
Благородный дон Румата Эсторский в исполнении Ярмольника, как и в книге, смел, весел, красив, и, как мне кажется, упивается своей неуязвимостью. Он последовательно и терпеливо выполняет свою миссию, но всякому терпению есть предел. Бог устал быть Богом и землянин становится настоящим Руматой Эсторским, восемнадцать колен благороднейших предков воззвали к справедливости, и Румата обнажает меч, чтобы избавить Арканар от серости и черноты.
Кстати, сначала Алексей Герман в роли Руматы видел Александра Лыкова, но на пробах ключевую фразу :"Сердце мое полно жалости. Я не могу сделать этого"- Ярмольник произнес убедительней, что повлияло на выбор режиссера.
Критика фильма была разной - от восхищения до полного неприятия. Особенно возмутила критиков чрезмерная натуралистичность картинки. Некоторым пришлась не по душе сцена встречи землян, мол, не земляне это, а сборище деградировавших личностей. А на мой взгляд сцена отличная. Встретились люди, вынужденные долгие годы жить и работать в нечеловеческих по земным меркам условиях. Это как встреча одноклассников, где дон Румата - Антон, а дон Гуг - Пашка. Забавный диалог:
"- А кто утверждал, что всплеск культуры -это новое Возрождение?
- Ну, извини, ошибся!"
Мне очень понравился финал. Румата отказывается возвращаться на Землю. Вместо этого он собирает уцелевших слуг, книгочеев и уводит их из Арканара. По пути пытается возродить в них утраченное напрочь чувство собственного достоинства, требуя, чтобы они сняли колодки.
Не могу сказать понравился мне фильм, или не понравился. Не годятся для него такие примитивные категории. Фильм талантливый, мощный. Это отдельное от романа произведение и воспринимается, как уникальное творение, созданное великим режиссером.
Благодарю за внимание и до новых встреч.
Поддержите мой канал.
Фото взяты из открытых источников.