Найти тему

О влюблённых, опасностях и необходимости доверия

В качестве эпиграфов к этой статье можно привести следующие строки: "Ад - это другие. (Из пьесы Ж.-П. Сартра "За закрытыми дверями"). И: "Рай без любви называется адом. ( Из текста песни А. Глызина "То ли воля, то ли неволя").

К сожалению, несмотря на наступившую весну, сейчас все стороны и события нашей жизни, и светлые тоже, неизбежно окрашиваются в мрачные тона. От темы пандемии не уйти, о чём бы не зашла речь. Более того, многие темы, которые постоянно занимали заметное место в нашем сознании, теперь пропускаются вниманием обычных людей, СМИ и рекламой.

Нет, пожалуй, реклама одна из редких отраслей воздействия на мозги «человеков», которая продолжает напоминать нам о насущных потребностях, не отменнёных безжалостной напастью. Или напастью, с ударением на первом слоге – от «перестановки слагаемых» тут точно смысл не меняется. Лишь бы произносящий слово с тем или другим ударением ( в зависимости от места жительства) справился бы с нею наконец.

"Весна" Сандро Боттичелли  Фото из открытых источников
"Весна" Сандро Боттичелли Фото из открытых источников

Конечно, реклама много всяких ненужностей предлагает, но всё-таки настойчиво напоминает нам о том, что нужно есть (вкусно), пить (сладко), и так далее по списку. Раньше, до «поворотного» обращения президента о коронавирусе (и даже немного после), реклама предлагала также ездить по миру. Но, как и многие другие «отрасли», поменяла акценты. Поэтому я назвал обращение президента «поворотным», в смысле, событием.

Но и безо всяких напоминаний, мы остаёмся людьми. Не только с сугубо материальными потребностями, но и душевными. Одной из важнейших потребностей нормального человека является желание «любить и быть любимым». И потребность доверять. При желательном условии обратного доверия со стороны того, кому мы доверяем.

Тема переворачивающей обычную, как будто надоевшую из-за предсказуемости и рутины, жизнь «заразы» занимает закономерно значительное место в искусстве разных жанров и разных эпох. Только в современном мире она как будто потеряла актуальность. Конечно, «нервы щекотала», но мало кто примерял рассказанные истории на себя. В цивилизованном мире, особенно для тех, кто входит в «золотой миллиард», это были сюжеты из средневековья или фантастики. На худой конец – триллера. Опять же не имеющего, казалось, много общего с реальной жизнью.

Есть фильм, из категории ужасов, который при появлении вестей об угрозе эпидемии, сразу же стал очень актуальным для меня. Тем более что он, как и всякое настоящее произведение искусства, не помещается в рамки условной категории или жанра. «It follows», в русском переводе "Оно" ( преследует тебя), 2014, режисёр Д.Р.Митчелл. Уверен, что многие его видели. Да и пересказывать сюжет сколько-нибудь подробно нет смысла. В сегодняшней ситуации важен главный «посыл»: как бы ни было опасно доверять другому, приходиться на это идти. Особенно, если любишь. Потому что без такого доверия буквально не ступить ни шага. Как бы страшно это не было.

А на самом деле страшно. Потому что не только случайный прохожий, но и член твоей семьи, друг, возлюбленный может оказаться носителем некой безжалостной, иррациональной смертельной опасности. Там – просто необратимо смертельной, без шансов. Вирус, он помягче будет, заметят оптимисты, по работе или по призванию.

Сумрачно, но такая тема. Кадр из фильма "Оно" 2014, реж Д.Р.Митчелл  Фото из открытых источников
Сумрачно, но такая тема. Кадр из фильма "Оно" 2014, реж Д.Р.Митчелл Фото из открытых источников

Мы знаем, на какие подвиги, тоже иррациональные, особенно с точки зрения взрослого здравомыслящего человека, способны влюблённые, особенно молодые. Недаром, почитавшие умеренность за первую добродетель, древние мудрецы называли любовь разновидностью душевной болезни, безумием. Массу вещей, как оказалось, можно делать дистанционно. В принципе, даже без современных коммуникационных возможностей, когда письма доходили до адресата по полгода (на другой конец света), разлука и расстояния не могли послужить непреодолимым препятствием для влюблённых сердец. Которым всё-таки милее биться рядом друг с другом.

Теперь, у меня каждый раз, когда я вижу влюблённых, идущих по улице, держась за руки, по-особенному, не как раньше, замирает сердце. С тревогой и надеждой.

P.S.: кто-то может сказать: да какая это публицистика, «любовь-морковь». Это – эссе на тему неистребимости человеческих чувств на фоне иррационально угрожающей ситуации. В которой находиться сейчас, не побоюсь предположить, большинство человеческого сообщества. Это ли не тема для публицистики? А самоизоляцию, искренне полагаю, нужно соблюдать.

16.04.2020

Приглашаю подписываться на мой канал, ставить лайк, комментировать. Здоровья!