Года два назад я проводила несколько экскурсий для гостя, который оказался коллекционером оловянных солдатиков. В первый же день он поставил меня в тупик просьбой найти магазин, где можно купить фигурки премиум класса. Одна известная петербургская фирма его не устраивала по определенным личным причинам.
Пришлось потрудиться, чтобы найти аналог не хуже. В первый день мы объездили несколько магазинов и везде было "не то". А я никак не могла понять, что конкретно нужно и на что ориентироваться. Поэтому вечером срочно поехала в Музей оловянного солдатика - самообразовываться.
Музей на тот момент был новый, только что открывшийся. Все витрины сверкали и блестели. А у меня светились глаза от восторга - столько солдатиков я не видела никогда раньше.
Содержание статьи:
1. Коллекционирование солдатиков - это не детская забава
2. Как создаются оловянные фигурки
3. Коллекция единственного в России Музея оловянного солдатика
4. Жемчужина музея - парад войск на Марсовом поле
5. Переход Суворова через Альпы
Информация о посещении музея - в первом закреплённом комментарии к этой статье.
1️⃣ Коллекционирование солдатиков - это не детская забава
Словосочетание "оловянный солдатик" звучит как-то несерьёзно, сразу думается про детские игры. Первое, что приходит на ум, конечно, сказка Ханса Кристиана Андерсена.
Кстати, здесь, в музее, её можно послушать и посмотреть целиком. Перед вами разыграется спектакль о любви отважного воина и прекрасной балерины.
Немного погуглила и узнала, что, оказывается, сам Андерсон с детства увлекался коллекционированием солдатиков. А сказку эту он посвятил своему отцу, который ушел в армию, чтобы спасти семью от нищеты. Вернувшись из военных походов, он вскоре умер от болезни. Получается, как и стойкий оловянный солдатик, пожертвовал своей жизнью ради любви [хотя, в сказке всё не так однозначно].
Второе, что вспоминается о солдатиках, - это история, как будущий император Пётр III казнил крысу за то, что та съела одну из его коллекционных фигурок. Дело в том, что в 18 веке солдатиков делали в том числе из ваты, закреплённой сахарным составом. Вот перед такой вкуснятиной крыса и не смогла устоять, за что поплатилась жизнью.
Возможно, Пётр Фёдорович и вёл себя несколько инфантильно (об этом мы знаем только со слов не любящей его супруги Екатерины), но коллекция игрушечных солдатиков у него была довольно внушительная. Были не только ватные, деревянные и металлические солдатики, но и фарфоровые.
На самом деле будущий император Пётр III, искренне любя военное дело, отдавал дань традиции. И это совсем не детские игры. Коллекционирование миниатюрных фигурок, изображающих военных, началось примерно в 14 веке и большинство европейских монархов не остались в стороне от этого увлечения.
К примеру, император Пётр I был обладателем коллекции миниатюрной артиллерии с оловянными канонирами. Игрушечные пешие рыцари были у императора Максимилиана I. Мария Медичи подарила своему сыну небольшую армию из 300 солдатиков.
Самодержец Николай I, известный своей большой любовью к военным мундирам, за год до смерти заказал целую партию фигурок по собственным эскизам. Это был комплект из 35 типов кавалеристов и 18 типов пехотинцев. На изготовление фигурок у фирмы Хайнрикссен ушло около трёх лет. Принимал заказ уже его сын - Александр II. В его кабинете в Зимнем дворце эти фигурки стояли под стеклянными колпаками.
А для последнего российского цесаревича Алексея были заказаны у той же немецкой фирмы Хайнрикссен 16-сантиметровые полнолитые серебряные фигуры, покрытые ювелирной эмалью. Очень дорогая работа. Пять из этих фигурок находятся в собрании Музей оловянного солдатика.
Изготовление игрушечных солдатов из драгоценных металлов не было чем-то исключительным. Серебряные фигурки были в коллекции короля Франции Людовика XIV. И у нидерландских монархов братьев Оранских также была миниатюрная серебряная армия. А для сына Наполеона изготовили 120 солдатиков из чистого золота.
То есть, коллекционирование солдатиков - это действительно не прихоть, это серьёзное и дорогое увлечение. И современные фигурки коллекционного качества тоже стоят недёшево. Очень важна художественная детализация, чтобы обмундирование в точности повторяло прототипы, а сам солдатик должен быть "как живой".
Да, благодаря моему гостю я таки научилась различать "сувенирку" и "коллекционку" и теперь понимаю причины такой высокой цены: материалы, кропотливый труд по отливке и росписи фигурки. Изготовление солдатиков - настоящее #искусство .
2️⃣ Как создаются оловянные фигурки
Увлечение маленькими солдатиками в 19 веке из элитного превратилось в народное. В обиход входят не круглые фигурки, а плоские - их было проще отливать и продавать. Для отливки использовалось олово - прежде всего по причине его легкоплавкости, что позволяло наладить массовое производство в мастерской, не оборудованной громоздкими печами.
В создании оловянных фигурок принимают участие три мастера: гравёр, литейщик и художник. В своей работе они используют примерно такой набор инструментов.
Изготовление фигурки начинается с того, что гравёр по заранее нанесённому рисунку вырезает рельеф на кусочках сланца. Кусочки должны быть предварительно хорошо отполированы, чтобы идеально совмещались. В процессе резки нужно постоянно проверять качество мягким материалом. Например, нежирным пластилином.
Когда рельефы готовы, в боковой части прорезается отверстие для заливки металла. Оно называется "литник". Вот так это выглядит.
Затем к работе приступает литейщик. Он подбирает сплав. Классическим считается сочетание олова (40%) и свинца (60%). Температура плавления олова 232 градуса по Цельсию, то есть его можно расплавить на открытом огне в условиях мастерской.
В чистом виде олово не используется, так как слишком хрупкое и подвержено разрушению при низких температурах, просто превращается в труху. Такая болезнь металла называется "оловянной чумой".
- Однажды в музее Суворова зимой лопнули батареи отопления, и часть коллекции оловянных солдатиков, находившаяся в запасниках, погибла от холода.
Поскольку каждая форма индивидуальна, она может не "литься" стандартным составом. Тогда литейщик пробует добавлять в сплав различные присадки. Или просит гравёра сделать в форме дополнительные отверстия, отводящие лишний воздух.
Затем необходимо срезать излишки металла, образовавшиеся при отливке, - облой (от слова "облить"), зачистить и заполировать срезы. Работа кропотливая и монотонная.
И последний этап создания фигурки - роспись. До середины 19 века на фабриках использовался в основном детский труд. Затем его запретили, и художницами стали молодые женщины. Каждая расписывала фигурку только одним цветом: все свои детали закрашивала и передавала следующей. Получался своеобразный конвейер.
Если хотели показать красоту работы гравера, оставляли миниатюру некрашеной, просто покрывали её прозрачным лаком.
Готовые фигурки складывали в коробочки. Продавались солдатики не поштучно, а на вес. Были коробочки по 2, 3, 4, 8, 10, 12 и 18 унций. В коробочку на 2 унции помещалось 20 пехотинцев или 10 всадников.
Самая известная фирма, производившая оловянных солдатиков, находилась в Нюрнберге и принадлежала Эрнсту Хайнрикссену. Именно он первый предложил для удобства унифицировать размер фигурок: он ввёл «стандартный» 30-мм размер для пеших и 40-мм — для конных фигурок.
3️⃣ Коллекция единственного в России Музея оловянного солдатика
Собрание будущего Музея оловянного солдатика начало формироваться в середине 20 века, когда частные коллекционеры, а также мастера-миниатюристы начали передавать своих солдатиков в музей А.В.Суворова. Сейчас в фондах насчитывается уже более 62000 фигурок.
Начинается экспозиция с вот такой "Машины времени", которая покажет вам путь оловянного солдатика из Древнего Египта до наших дней.
Машина расскажет историю появления маленьких фигурок, о том, как их изготавливали и о тех, кто их коллекционировал. Обо всём этом вы уже прочитали выше.
Миниатюрные войска использовали и как инструмент разработки тактических манёвров и как наглядное пособие в процессе обучения молодого поколения.
Далее в многочисленных витринах вы увидите сотни солдатиков в военных костюмах различных стран и эпох. Это будут и плоские фигурки, и круглые, маленькие и достаточно большие.
Миниатюристы работают и над сюжетными композициями, которые тоже представлены в музее. Вот, например, диорама Бородинской битвы.
Или сюжеты советского периода истории.
*UPD: В комментариях (спасибо большое!) мне оставили ссылку на статью о создании большой трёхметровой диорамы "Парад Победы" авторства Владимира Николаевича Нуждина, находящейся сейчас в Центральном музее Вооруженных сил в Москве.
4️⃣ Жемчужина музея - парад войск на Марсовом поле
Гордость музея - полный парад войск императорской армии. Это своеобразная "прямая трансляция" из прошлого. На Марсовом поле в течение почти 200 лет каждую весну проводился смотр полков перед отправкой их на летние манёвры в Красное Село под Петербургом.
Ежегодное торжественное действо запечатлено на множестве фотографий, некоторые из которых вы также увидите в музее. Они в том числе были взяты за основу для изготовления этого миниатюрного чуда.
Автора идеи и создателя Парада зовут Георгий Иванов. Его отец был императорским гвардейцем и, скорее всего, тоже участвовал в парадах на Марсовом поле. Возможно, именно в память об отце Георгий решил изготовить полный парад со всеми полками, а это 2564 фигурки!
На изготовление фигурок и декораций Георгий потратил более 28 лет. А вы увидите их за 7,5 минут.
5️⃣ Переход Суворова через Альпы
Музей оловянного солдатика является филиалом музея А.В.Суворова, поэтому логично, что кульминацией экспозиции стала диорама перехода через Альпы русской армии под руководством фельдмаршала.
Её автор Владимир Нуждин трудился над созданием фигурок два с половиной года! Здесь также можете посмотреть полное видео интерактивной части.
Вот такой замечательный музей появился в Санкт-Петербурге два года назад. Если Вас интересует военная история , уверена, что здесь очень понравится!
Другие рассказы о музеях Петербурга здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал . Благодарю за внимание!