KORN
The Nothing (Roadrunner Records / Elektra)
Странное единство проявляют в эти дни эксперты едва ли не всех существующих в Интернете музыкальных СМИ – в своих рецензиях на новейший альбом изобретателей ню-метала KoRn они ухитряются придерживаться двух совершенно противоположных точек зрения. А именно: по их коллективному мнению альбом “The Nothing” одновременно является и одной из лучших, и просто худшей работой коллектива. В чём же дело? Похоже, в том, что западный музэксперт просто не верит в то, что группа с 25-летним непрерывным стажем в грамзаписи вообще способна на какие-то музыкальные и уж тем более стихотворные откровения. И правильно делает, что не верит.
Отличительной чертой мирового, и уж тем более американского шоу-бизнеса, всегда была быстротечность карьеры артистов и групп при условии неизменности их музыкального стиля. Исключения возможны лишь в двух случаях: если артист развивается в сторону усложнения материала и соответствия его вкусам взрослеющей аудитории (совсем уж азбучные примеры Элвиса Пресли и The Beatles). Или если музыканты с самого начала ориентировались вовсе не на школьников, что происходило и происходит с исполнителями AOR'а («рока для взрослых») – взять хотя бы постоянно находящиеся на виду широкой публики группы Foreigner и Journey. Что же касается группы KoRn, то по западным меркам её пример – из ряда вон: в этом году исполняется 25 лет её безымянному дебюту в грамзаписи, но поди сыщи особые отличия между альбомами “KoRn” и “The Nothing”. Да, технические умения инструменталистов значительно возросли, а чистое продюсирование материала сделает честь иным работам действующих монстров рока 70-х, но в плане звука и текстовой идеологии KoRn выглядит группой, намертво застрявшей в 90-х.
Видеоклип к пьесе "You'll Never Find Me"
Но все эти мнимые противоречия снимаются тем фактом, что KoRn – группа нерусская. Это у нас вечно застойный уклад и общественной, и культурной жизни требует от художника, и не только музыканта, легкокрылости, прыгучести и постоянных скачков из андерграунда в мэйнстрим, причём до такой степени, что уже не поймешь, где и что в России андерграунд, а что – мэйнстрим. Не то в Америке, стране с недолгой историей, и оттого уважающей все и всяческие институции, в том числе и в рок-н-ролле. Коль скоро абсолютно весь ню-метал со всеми его условно бунтарскими плюсами и музыкантскими минусами произошёл именно из альбома “KoRn”, то с какой стати группе становится чересчур взрослой и с очевидной натугой изобретать чужой велосипед? Тем более что в карьере уже бывало всякое: и обращение в некий условно молодёжный мэйнстрим с альбомом “KoRn III: Remember Who You Are” (2010), и гораздо более рискованный поход в дабстеп на альбоме “The Path Of Totality” (2011), и даже уход на восемь лет из группы одного из её основателей, гитариста Брайана “Head” Уэлча. Тем более ещё до всякого знакомства с музыкальным материалом на крайнюю консервативность “The Nothing” (в ню-металлическом смысле, разумеется), указывали два факта: не лучшее, мягко говоря, настроение лидера KoRn, вокалиста Джонатана Дэвиса после кончины от «случайного передоза» в августе прошлого года его жены Дивен и возобновление группой работы с продюсером Ником Раскулиничем, лучшим специалистом условно молодого поколения в области рок-звучания.
Аудиоклип к пьесе "Cold"
Сочетание этих совершенно разнородных факторов обеспечило шокирующее воздействие материала альбома на слушателя: с одной стороны, всегда было понятно, что любой альбом KoRn – это в общем-то сольная работа Джонатана Дэвиса, и какие тексты он напишет, и как их исполнит, таким альбом и будет. С другой же – никогда ещё группа не звучала так мощно и чисто, как на “The Nothing”. Конечно, можно говорить, что KoRn теперь ничем не отличается от полчищ имитаторов по всему миру, но это будет неверно: если такие имитаторы просто сочиняют тексты, как у Джонатана, то лидер KoRn эти тексты в собственном исполнении проживает. Плюс опыт Ника Раскулинича в работе с самыми разнородными рок-составами обеспечил гитарному тандему Джеймса “Munky” Шаффера и Брайана Уэлча одновременно чистый и монументальный звук, радикально отличающийся от всех жидких, побрякивающих и просто отвратительно звучащих с перегрузом и неизбежным флэнжером инструментальных партий, столь свойственных всему ню-металу в целом. На сей раз звучание гитар может быть сравнено с таковым аж у группы Boston, и одно это сообщает слушателю о том, что KoRn наконец-то прорвался в мэйнстрим не только идеологически (сей печальный случай произошёл именно 25 лет назад), но и технически. Конечно, немного странно слышать, как взрослые музыканты, сделавшие себе имя столь давно, изображают из себя сердитых и отчаянных юношей, запуганных окружающим миром – но пусть, публика желает их видеть и слышать именно такими, и “The Nothing” только прибавит группе величия в глазах и поклонников, и экспертов. И не имеет никакого значения, что подобные тексты Джонатан писал и исполнял всю сознательную жизнь, а инструменталисты KoRn тоже ничего нового не изобретают вот уже лет 20. И если в плане идеологии материал “The Nothing” представляет собой несвежие и как бы хорошо законсервированные песни внутреннего бунта музыкантов на фоне в основном личных проблем, то в звучании альбома этот бунт трудновато будет сыскать. Да, ню-метал по Нику Раскулиничу по-прежнему неудобен как минимум своей риффовой для слушателя – но он и должен быть таким, какой же это ню-метал в противном случае?
Прямо говоря, на наших глазах случилось невероятное – теоретически модная (и условно молодёжная!) группа смогла во второй раз превратиться в столп сердитой рок-музыки, что в современном исполнительском и технологическом климате сделать очень и очень не просто. Очевидно, что теперь “The Nothing” станет работой, по которой будут равнять иные творения условно модных групп. Однако есть и одно «но»: с нуля такой альбом записать вряд ли кому удастся – лукавый опыт музыкантов как единого коллектива в борьбе с эмоциональными ветряными мельницами даже в случае в группой KoRn перечеркнуть невозможно.
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •