Найти в Дзене
Студия Али Велиева

Как провести внутреннюю оптимизацию сайта: раскладываем по полочкам ключевые этапы (часть 1)

Сегодня я хочу рассказать о том, что такое внутренняя оптимизация сайта и как ее провести. Большая часть информации в статье может показаться новой даже для опытных оптимизаторов. Здесь я поэтапно расскажу обо всех ключевых моментах, которые дадут старт успешному продвижению вашего сайта. И постараюсь сделать это на понятном даже для новичка языке. Вперед! Собираем качественное семантическое ядро Для успешного продвижения любого сайта необходима качественная семантика. Для чего мы используем семантику: Чтоб собрать релевантное семантическое ядро, необходимо проводить тщательный анализ ключевых фраз. Только таким образом можно найти поисковые запросы для эффективной оптимизации. Без хорошего семантического ядра не стоит приступать к работам по оптимизации (разве что можно провести аудит, и поправить ошибки на сайте). Когда я составлял рейтинг SEO-агентств, то нашел такую пару: первое агентство — очень старое, дорогое и известное (давайте назовем его D&G), второе — молодое и малоизвестно
Оглавление

Сегодня я хочу рассказать о том, что такое внутренняя оптимизация сайта и как ее провести. Большая часть информации в статье может показаться новой даже для опытных оптимизаторов. Здесь я поэтапно расскажу обо всех ключевых моментах, которые дадут старт успешному продвижению вашего сайта. И постараюсь сделать это на понятном даже для новичка языке. Вперед!

Собираем качественное семантическое ядро

Для успешного продвижения любого сайта необходима качественная семантика. Для чего мы используем семантику:

  • создание структуры сайта;
  • заполнение метатегов, заголовков сайта, социальных сетей;
  • наполнение текстов на сайте и социальных сетях;
  • создание анкоров ссылок;
  • анализ сезонности запросов.

Чтоб собрать релевантное семантическое ядро, необходимо проводить тщательный анализ ключевых фраз. Только таким образом можно найти поисковые запросы для эффективной оптимизации. Без хорошего семантического ядра не стоит приступать к работам по оптимизации (разве что можно провести аудит, и поправить ошибки на сайте).

Когда я составлял рейтинг SEO-агентств, то нашел такую пару: первое агентство — очень старое, дорогое и известное (давайте назовем его D&G), второе — молодое и малоизвестное (например, Zara). Оба агентства находятся в топ-10, и D&G ранжируется намного лучше. Возраст домена, бэклинки, даже качество сайта — все работает в пользу D&G. Но самое интересное, что трафика у D&G столько же, сколько у Zara. В чем секрет? У Zara просто больше ключевых фраз и они лучше проработаны: выше средний CPC и ниже сложность.

Как быстро и с минимальным риском запустить рекламу: суть метода

Идем дальше: для хорошего ранжирования и качественной оптимизации необходимо настроить перелинковку. Перелинковка страниц сайта нужна, чтобы перераспределить вес на сайте и придать продвигаемым страницам большего веса. Чаще всего перелинковка ведется с непродвигаемых страниц на продвигаемые.

Внутренние ссылки — это ссылки внутри одного сайта, когда страница с одного домена ссылается на страницу того же домена. Внешние ссылки связывают страницы разных доменов. В SEO — это две больших разницы. C одной стороны, бэклинк влияет на ранжирование страницы в целом (это вес), а с другой стороны — играет роль анкор этой ссылки (это ссылочное)

Ссылочный фактор — влияние текста (анкора) ссылки на позиции по запросам, близким к тексту ссылки. Например, лет десять назад сайт Джорджа Буша SEO-хулиганы продвинули по запросу «самый большой неудачник» на первую позицию Google.

Вес страницы (статический вес, Page Rank) — влияние ссылки на позиции по всем запросам. Вес страницы не зависит от поискового запроса. Поэтому его называют статическим. Сам по себе вес, если текст страницы не релевантен запросу, не может вывести страницу в топ. В противном случае по всем запросам на первом месте ранжировалась бы главная страница Википедии или Google.

Внутренние ссылки не дают ссылочное ранжирование. Они дают вес., т.е. анкоры (тексты) внутренних ссылок не важны. Хотя, возможно, учитывается:

  • длина анкора;
  • орфографические ошибки в анкорах;
  • поведенческие факторы: чем чаще кликают на ссылку, тем больше веса она передает.

Однако, релевантность текста ссылки поисковым запросам не важна. Нужно, чтобы на ссылку кликали пользователи (или чтобы Яндекс и Google так думали).

Я не слышал о каких-либо фильтрах и санкциях поисковых систем за внутренние ссылки. Релевантность страниц, связанных ссылкой, вряд ли учитывается во внутренних ссылках. Для внешних ссылок этот параметр помогает Яндексу и Google отфильтровать покупные ссылки, но внутренние ссылки не бывают покупными. Хотя, косвенно, через поведенческие факторы релевантность ссылки может влиять на передаваемый ею вес.

В общем, забудьте то, что вы знаете про внешние ссылки при расстановке внутренних. Смысл оптимизации внутренних ссылок в том, чтобы увеличить вес нужных страниц. Тексты ссылок и релевантность страниц не важны для внутренних ссылок.

Алгоритм Page Rank

Этот алгоритм помог Google стать из мелкого стартапа одной из самых больших компаний в мире. До Google при ранжировании учитывался только текст страницы, и по любому запросу можно было выйти на первую позицию, поработав над текстом. 20 лет назад, когда я был школьником, то для развлечения так выводил однословники в Рамблере.

С появлением ссылочного и поведенческого факторов и учета возраста домена, роль веса сократилась. Но и до сих пор вес страницы — один из важных факторов ранжирования.

Алгоритм PageRank считает ожидаемое число посещений страницы при следующих допущениях:

  • Изначально все страницы получают по одному посетителю.
  • В 15% случаев он уходит со страницы.
  • В 85% случаев он выбирает случайным образом ссылку на странице и кликает на нее.
  • Перейдя на следующую страницу он снова в 15% случаев уходит, а 85% кликает на случайную ссылку.
  • И так далее.

С точки зрения страницы:

  • Страница создает вес. В самом начале страница получает вес равный одному. Назовем его базовым.
  • Суммарно страница дает 0.85 веса страницам на которые она ссылается (акцепторы).
    - Например, если она ссылается на 10 страниц, то каждая из них получит 0.085 веса.
    - Вес самой страницы остается равным 1.
  • Суммарно акцепторы дают 0.85*0.85 веса, рожденного нашей страницей, своим акцепторам.
  • Суммарно акцепторы акцепторов дают 0.85*0.85*0.85 веса, рожденного нашей страницей, своим акцепторам.
  • И так далее.

Если вспомнить математику, то можно посчитать предел этой геометрической прогрессии:

-2

Где p — это доля внутренних ссылок на страницах. Если точнее, то отношение корректных внутренних ссылок к суммарному числу ссылок. Примеры некорректных ссылок:

  • битые ссылки на 404 ошибки;
  • ссылки на страницы, индексация которых запрещена;
  • ссылки на страницы без ссылок.

То есть вес сайта зависит только от 3 параметров:

  • числа страниц;
  • веса, передаваемого внешними ссылками;
  • доли корректных внутренних ссылок на сайте.

Никакие схемы перелинковки не увеличат суммарный вес сайта.

Если возьмем базовый вес сайта за 1, то получим такой график:

-3

Как видно, внешние и битые ссылки значительно снижают вес сайта. Чтобы этого избежать:

  • Постарайтесь убрать из шаблона сайта внешние ссылки.
  • Можно попробовать скрыть их тегом <noindex>.
  • Проверьте Аудитом ваш сайт — он найдет битые ссылки для оптимизации.
  • Добавьте больше внутренних ссылок в шаблон сайта.
  • Скройте ссылки на страницы вне индекса (например, на админку лучше скрыть).
  • Если у вас есть сквозная ссылка на карту сайта, RSS и подобные технические ссылки, то оставьте ее только на главной.
  • Возможно, из-за ссылок на PDF-файлы вес тоже теряется. Поскольку PDF-файлы могут содержать ссылки, и они тоже ранжируются.

Изменения алгоритма

В неизменном виде этот алгоритм вряд ли используется до сих пор:

  • Вес не распределяется равномерно между ссылками:
    - первая ссылка получает большую часть веса, чем вторая;
    - ссылки с главного меню получают больше веса;
    - ссылки выделенные жирным текстом получают больше веса;
    - могут учитываться поведенческие: чем чаще на ссылку кликают тем лучше.
  • Вместо 0.85 может быть другая константа. Возможно, для каждой страницы она рассчитывается по какой-то формуле.
  • Изначальный вес страниц может быть различным. Могут учитываться поведенческие факторы.

У поисковых систем несколько десятков факторов ранжирования, поэтому весов может быть несколько. Например, некоторые SEO-оптимизаторы считают, что важна глубина страницы (число кликов от главной). Но в этом случае выигрывали бы сайты с большим числом ссылок на страницах. Используя тот же алгоритм, можно получить более продвинутый аналог уровня вложенности. Допустим, главной странице дать изначальный вес 1. Остальным 0 и посчитать Page Rank.

Однако, я сомневаюсь в том, что используются другие алгоритмы, принципиально отличающиеся от PageRank. Поскольку расчет PageRank очень хорошо подходит для задач расчета на больших, постоянно меняющихся данных.

Атрибут rel="nofollow"

В Google вес, передаваемый ссылками с таким атрибутом, уходит в никуда. Возможно, что Яндекс работает также. Раньше сеошники злоупотребляли этим тегом, чтобы перераспределить вес на своем сайте, — это косвенно подтверждает эффективность распределения веса, но об этом позже.

С точки зрения веса, это просто битая ссылка. Это помогает бороться с SEO-спамерами в комментариях: им незачем добавлять nofollow ссылки. Внутренние ссылки лучше не делать с таким атрибутом.

Если для вас Яндекс важен, то стоит использовать этот атрибут для всех внешних ссылок. Добавив этот тег, вы ничего не теряете. В худшем случае вес по-прежнему будет уходить с вашего сайта, только его не будут получать акцепторы, а он просто будет исчезать. Однако, для вас могут быть важны позиции акцепторов, например:

Тег noindex

Яндекс понимает тег noindex, благодаря которому можно отключить индексацию части текста на странице. Однако, такой тег нестандартный, поэтому валидаторы HTML будут выдавать ошибки. И это может ухудшить наши позиции в Google. Поэтому существует альтернатива использовать комментарий.

Плохо

<noindex>Don't index this text.</noindex>

Хорошо

<!--noindex-->Don't index this text.<!--/noindex-->

Однако внешние ссылки так скрывать от Яндекса я не рекомендую. Этот тег предназначен для скрытия служебной информации. И за скрытие внешних ссылок могут последовать санкции.

Тег H1

H1 — это основной заголовок страницы. В отличие от title, его видят пользователи. H1 должен быть только один раз на странице.

В большинстве интернет-магазинов H1 страницы категории совпадает с названием категории. Допустим, у вас на сайте есть категория «кроссовки». Большинство трафика идет по запросам, которые содержат слова «мужские» или «женские». И если у вас нет отдельных страниц «мужские кроссовки» и «женские кроссовки», то стоит сделать H1 «Мужские и женские кроссовки».

Футер

Внизу страницы категории товаров интернет-магазины размещают текст для SEO целей. В большинстве случаев этот текст некачественный. Пользователи, конечно его редко читают, но поисковые системы могут проверять пунктуацию и качество текста. Для страниц, приносящих много дохода, стоит не пожалеть денег и заказать качественный SEO-текст.

Такой текст не должен отображаться на второй странице категории, чтобы поисковые системы не посчитали его частью шаблона сайта или не наложили фильтр сайт за дублирование контента.

Так как тема достаточно длинная, то продолжение данной статьи будет завтра. Подписывайтесь на наш канал и не пропускайте новые статьи.