В этой статье будет предоставлена информация из открытых источников.
Итак, что такое сабвуфер из магазина? Это акустическая система, как правило повышенной мощности, узкополосная и резонансная. Усилитель "D" класса, длинноходный резиновый динамик, ФИ (фазоинвертор) или закрытого типа. Чтобы не быть голословным, смотрим картинку АЧХ:
Картинка - первая попавшаяся по поиску в инете. Что же мы видим. Уточню, что это типичная АЧХ стандартного саба, бывают отклонения но не определяющего характера, в основном так оно и есть.
По АЧХ саба видно, что эта акустика может воспроизвести только узкую полосу частот или проще говоря саб/подвыватель - подвывает на одной ноте. Смотрите Вы кино или слушаете музыку саб будет издавать только один звук. В итоге это быстро надоедает и начинаются вопросы, или саб - кладовка, что более вероятно. Это однотонное бу-бу может кому то и нравится, но статья не для них, а для тех у кого есть вопросы, а почему собственно?
Итак, мы слышим один и тот же звук независимо от того, какой идет фильм. Кроме того - поскольку в сабе стоит длинноходный динамик, который, просто по определению не может быстро двигаться и воспроизводить быстрые атаки, и медленно останавливается, то это еще более утомляет слушателя - это "бу" не просто на одной ноте, но и с одинаковой атакой и затуханием.
Еще один момент. Каждое помещение, где устанавливается акустика имеет частоту основного резонанса. В обычных комнатах эта частота в зависимости от размеров обычно варьируется плюс минус в диапазонах 50 -100 Гц. Таким образом, наш саб попадает своим "горбом" своего резонанса на частоту основного резонанса комнаты и это "бу" становится еще громче и взаимодействуя с комнатой создает в помещении стоячую волну. Вопрос комнатных мод доступен по поиску в инете, обычная картинка АЧХ комнатных ниже:
Возникает естественный вопрос - а, зачем нам все это гудение на одной частоте слушать? Действительно тут есть некоторый "вау" эффект, но к качеству звука он никакого отношения не имеет.
Более того. На киностудиях, как правило не занимаются экспериментами, за редким исключением, а просто используют стандартные звуки из стандартных банков семплов. И поэтому, звуки в фильмах уже можно считать стандартными и одинаковыми, обратите внимание самостоятельно. А, те, кто производит фильмы, индустрия в общем понимании - отлично знают условия, стандартного просмотра у зрителей дома и какие сабы у них стоят и соответственно сабовые звуковые дорожки в фильмах сводятся с учетом, тех факторов, которые описаны выше. В итоге на сабовых дорожках и нет ничего кроме "бу" в нужных местах.
Конечно, за редким исключением, это мало кому может понравится. И начинается эпопея настройки, передвигания саба по комнате, сведение его с основной системой, коврики, экраны, отражатели, поглотители, подготовка помещения и пошло-поехало. Существует огромное количество рекомендаций, статей и советов в инете, как правильно подключить и потом - "таскать" саб по комнате. И это все правильно, только это таскание всего навсего будет двигать пики и провалы звукового давления в комнате, но убрать их не получится.
Ниже на картинках с графиками показано, что нужно делать дальше. Один саб - и его АЧХ в комнате, два саба, другое расположение:
Можно увидеть, что один саб, практически невозможно подружить с помещением. Два саба - лучше, но проблемы с установкой, кабели, неудобное расположение и пр.
В итоге - венцом процесса становится 4 саба:
Такое затратное и сложное решение снимает только одну проблему - выравнивает АЧХ. А сами сабы, как были у нас медленными и гудящими на одной ноте - так и останутся.
Что делать для того, что бы саб играл музыку и озвучивал фильмы на высоком качественном уровне? Это если есть желание, возможность установки и средства для реализации.
Еще график из инета по вопросу настройки. Он показывает, что уровень гудежа можно уменьшить настройкой, а вот провалы от комнатных мод нельзя. И это проблема полосы и естественного звучания.
Требования такие - саб должен быть широкополосным, быстрым, согласованным с помещением - без стоячих волн и проблем с модами.
Еще один важный момент - если у Вас правильный саб, то включать его лучше в стерео сигнал, а не сабовый выход ресивера или иного устройства.
Мы приходим к выбору:
- или 4 саба по углам,
- или саб профессиональный,
- или сделанный на заказ.
Такой саб один, а не четыре по углам - может озвучить практически любое помещение, если есть место для установки. И не стоит бояться применения про техники, если есть для этого возможность и место, конечно не в квартире. Хотя рупорные системы встречаются и в квартирах.
Стоит конечно упомянуть и о ситуации, когда саб не нужен. Это если у Вас достаточно высокого класса стерео система, и акустика. В таких случаях вопрос саба отсутствует по определению. Например, АС - Flag, описанная на моем канале ни в каких сабах, не нуждается. Или например, что нибудь типа JBL Эвереста или Bowers & Wilkins старших серий.
Таким колонкам саб не нужен:
Вот пример АЧХ "правильного" саба:
Нужно обратить внимание, что здесь широкая полоса с небольшой неравномерностью, отсутствие основного резонансного горба -"бу-бу".
На таком сабе можно слушать музыку и смотреть кино в отличном качестве, без усталости и надоедания однотонностью. Следует обратить внимание, что такой саб можно устанавливать в помещениях, где частота основного резонанса ниже по частоте и вне полосы пропускания саба. В комнатах, где основной резонанс от 50 Гц и ниже. Конечно стоит его измерять и точно знать перед выбором и настройкой саба.
И тут конечно, любители акустики и низов с частотами от 20 Гц скажут, что это неверно. Дело в том, что правильный выбор и настройка саба позволит воспроизводить частоты гораздо ниже, чем сабовый график АЧХ поскольку сложение АЧХ комнаты и саба как раз и есть золотое сечение. Когда ничего не гудит и полоса без дырок и выбросов. Это не теории, а реальная практика.
Вот пример:
Напольные АС с музыкальным рупорным, активным сабом на 18 динамике. Настроен под помещение.
Вот еще пример правильного саба, 21-й динамик, ЗЯ:
Автор не критикует сабовую товарную группу, более того - это очень хорошо, когда дешево и просто можно получить иллюзию настоящего баса. Это статья, для тех, кого уже не устраивает такое решение и есть желание двигаться дальше по пути к живому звуку.