Skoda Octavia — автомобиль, который не нуждается в представлении. Он звезда таксопарков и один из бестселлеров российского рынка — не важно, о новых машинах идёт речь или о подержанных. Любой, кто читает этот текст, наверняка сталкивался с Октавией лично. Но спроси: что в ней такого? И девять из десяти респондентов уверенно укажут на багажник. Неужели большой трюм — это всё, чем привлекает россиян чешская машина? Давайте попробуем разложить по полочкам остальные её достоинства. И недостатки тоже, куда же без них.
Skoda Octavia 1.4 TSI DSG1 140 000 — 1 609 000 ₽Выбор редакции Комплектация Style (150 л.с.), 1 544 000 ₽
Плюсы
- Удобный салон и большой багажник
- Хорошая управляемость
- Экономичный двигатель
Минусы
- Скучный салон
- Жёсткая подвеска
- За очень многое придётся доплачивать
Третье поколение чешского лифтбека дебютировало в 2013-м, а спустя четыре года машина пережила рестайлинг, оставивший отпечаток на её лице, но не изменивший сути. За эти годы Octavia успела поучаствовать в куче тестов — одиночных и сравнительных, длительных и не очень. Знакомы мы и с её предшественницами.
Поэтому, затевая наш тест, мы и не надеялись узнать что-то новое, а просто хотели освежить наши знания и впечатления от этой машины. Skoda давно стала для многих неким референсным значением — отправной точкой, относительно которой мы невольно ранжируем остальные автомобили. По удобству, управляемости, комфорту… А багажники всех седанов и хэтчбеков, кажется, уже навсегда поделены на «маленькие», «большие» и «почти как у Октавии».
Однако эта Skoda Octavia со 150-сильным турбомотором и DSG всё-таки нашла, чем удивить. Рассказываем, что узнали о тестовой машине, которая в максимальной комплектации Style и с пакетами допоборудования стоит 1 667 300 рублей.
Интерьер
Начнём с хрестоматийных уже истин — водителю Октавии жаловаться не на что. Сиденье удобное, эргономика близка к идеальной, все кнопки-ручки там, где надо, и нажимаются-поворачиваются безупречно. Хочется сидеть чуть пониже, но это уже так, капризы.
К качеству салона тоже не придерёшься. Материалы достойные, верх панели мягкий, стыки деталей ровные. Да вы и сами это всё видели, даже в дешёвой версии для такси с пробегом в пару сотен тысяч километров. Но почему даже максимальный Style-интерьер — с большим дисплеем мультимедийки, двухзонным климат-контролем и цифровой приборкой — не выглядит сколь-нибудь респектабельнее базового? Кажется, ответ в дизайне: слишком мрачном в своей черноте и слишком прямолинейном в своём культе функциональности. На материалах не экономили: сочетание мягкого верха с жёстким низом встречается и на премиальных моделях «немецкой тройки», но художникам за любую вольность явно давали по рукам той же линейкой, по которой всё это и рисовалось.
Практичность
Да, все знают, что Skoda просторная и с большим багажником. Что среди одноклассников ей нет равных по объёму перевозимого груза и пространству для пассажиров сзади. За это её, как мы уже говорили, многие и покупают. Но насколько она реально вместительна? Берём линейки, поднимаем архивы и… Octavia впечатляет! Места пассажирам сзади она даёт больше, чем Camry, Mazda6 и Optima. Да что там седаны D-класса – Kia Sportage теснее на заднем ряду, и даже лидер среди кроссоверов, новый RAV4 может похвастаться лишь тем, что у него потолок повыше. А места для ног примерно столько же.
Беспристрастная рулетка свидетельствует, что и по размерам багажника Octavia как минимум не уступает кроссоверам из нашего тройного теста. Разве что колёсные арки у лифтбека сильнее сужают отсек. Зато по количеству приспособлений для перевозки груза с ним не сравнится даже Volkswagen Tiguan.
Техника и Надежность
Следуя традиции, заложенной прошлыми поколениями, «третья» Skoda Octavia появилась на свет следом за Гольфом седьмой генерации. В основе обеих машин — платформа MQB, у них куча общих компонентов, начиная с силовых агрегатов и заканчивая мелкой фурнитурой в салоне. Только Octavia, в отличие от остальных автомобилей семейства (куда входят ещё Seat Leon и Audi A3), получила растянутый кузов. Колёсная база чешского лифтбека больше на 5 сантиметров, а общая длина – на 40 с лишним. Ещё каких-то четыре сантиметра — и получится 7-местный Kodiaq! Вот откуда такой простор позади водителя.
В Европе Octavia предлагается с разнообразными версиями шасси, включая полный привод и адаптивные амортизаторы. Но нас великих мук выбора лишили. Машины — только переднеприводные и отличаются только задней подвеской. На самой мощной версии это многорычажная конструкция, а у автомобилей попроще — скручивающаяся балка. Все российские Октавии продаются с пакетом для плохих дорог (другим набором пружин и амортизаторов).
Выбор моторов к 2020 году усох до трёх, и все они бензиновые. Наиболее любим базовый 110-сильный 1.6 – потому что он атмосферный и потому что с ним в комплекте можно получить классический «автомат». Следующий по мощности и популярности – турбомотор 1.4 TSI (150 л.с.), который стоит под капотом тестового лифтбека. Его тоже можно купить с «механикой», но большинство предпочитают 7-ступенчатый «робот» DSG. Наконец, любителям быстрой езды предлагают 180-сильный 1.8 TSI – тоже с турбонаддувом и уже исключительно с роботизированной коробкой передач.
Вопреки опасениям, во многом порождённым ещё прошлым поколением, Octavia — автомобиль довольно надёжный. Проблемы, которые она всё-таки может преподнести, в основном касаются силового агрегата, и чем он мощнее, тем больнее его неисправности бьют по кошельку.
Пресловутый «масложор» окончательно не вылечен и может поразить даже атмосферную версию. Но на рестайлинговых машинах эта неприятность случается реже и, как правило, уже на приличном пробеге. Цепь ГРМ в двигателе 1.8 вытягивается меньше, а у 150-сильного мотора её и вовсе заменил ремень. По-прежнему требуют внимания клапаны турбонагнетателей и форсунки впрыска, порой отказывают термостаты, но 150 тыс. км без серьёзных поломок сегодня уже скорее правило, чем исключение.
Не так уже страшен и DSG, как его малюют. После многочисленных модернизаций роботизированная коробка с «сухими» сцеплениями способна успешно преодолеть тот же путь, что и двигатель — нужно только вовремя менять в ней масло. Возможно, на середине дистанции понадобится махнуть эти самые сцепления, но и эта процедура давно отработана на сервисах и стоит уже не слишком дорого.