Найти в Дзене
Татьяна Альбрехт

Чужой беды не бывает? Пожар в Нотр Дам де Пари. Размышления...

15-16 апреля 2019 года горел собор Парижской Богоматери.

Прошел год, а я прекрасно помню те жуткие часы, когда, прильнув к экрану, мы смотрели, как великое творение средневекового зодчества борется с огнем, в который раз отстаивает свое право жить и быть символом Парижа.

Тогда я весь вечер и пол ночи следила за новостями: в официальных источниках, переписываясь с друзьями в Париже. Но с самого начала верила, что все обойдется, точнее, просто не позволяла себе другие мысли (ведь они материальны, давно убедилась).

Ну а утром, когда стали приходить обнадеживающие новости, стало ясно, что не фатально пострадало внутреннее убранство, цел алтарь, окно-роза и другие витражи, спасены реликвии, что сам собор устоял в огне – это было невероятное облегчение и радость! Слава Богу!..

Собор Парижской Богоматери на следующий день после пожара
Собор Парижской Богоматери на следующий день после пожара

Но больше поразило даже не само событие.

Поразили реакции людей.

Прежде всего, разумеется, парижан и гостей французской столицы, до утра молившихся перед собором. Это было воистину трогательно и еще раз подтвердило, что объединяет нас больше, чем разделяет.

Во-вторых, порадовали оперативность и хладнокровие французских СМИ, которые спокойно, без истерики освящали событие, а утром 16 числа дали объективную картину и оценку масштаба бедствия.

Парижане и гости французской столицы молятся перед собором во время пожара
Парижане и гости французской столицы молятся перед собором во время пожара

На фоне этого ступор наших СМИ, которые с 9 вечера почти до часу ночи не мог дать обновленной информации, зато не поленились выложить мрачный прогноз Трампа по поводу пожара и вообще всячески поддерживал начавшуюся истерику, не удивил, конечно (уже привычно, к сожалению), но огорчил.

Ну и не особенно радовала реакция соцсетей. Еще не было никакой объективной информации, а весь Фэйсбук уже заполнили картинки разных частей собора с подписями «Этого больше нет!», апокалиптические сценарии на тему, как и когда он рухнет, размышления о том, чей это теракт и за что мстят, слезные вирши и вопли об утраченном духе Средневековья (как будто реставрация собора в XIX веке этот дух оставила в неизменном виде, как и последующая электрификация и пр.) и мировом культурном наследии. Даже когда стало ясно, что все не так страшно, все равно истерика продолжалась, словно авторы постов накручивали сами себя, изображая Изеккииля и Кассандру в одном лице.

Ругали пожарных, строителей, власти, французов, Европу в целом. Вообще всякий раз поражаюсь, насколько едва ли не каждый пользователь соцсети у нас универсал – все знает, во всем разбирается, все умеет лучше любого специалиста.

На самом деле пожарные большие молодцы: справиться с бедствием такой сложности в таком здании да еще с минимальными потерями (ведь, согласитесь, когда видели полыхающую кровлю, казалось, что внутри тоже все выгорело дотла) – это дорогого стоит. Низкий ребятам поклон за мужество и профессионализм.

-4

Власти Парижа тоже хорошо среагировали – не устраивали митингов, не создавали ненужного ажиотажа (его итак хватало), просто максимально облегчили работу экстренных служб.

Честно говоря, после поездки в Париж (да и до этого) я ворчала порой на французов и европейцев вообще за их излишнюю беспечность, привычку к комфорту и успокоенность. У меня возникали (и продолжают возникать) аналогии с ситуацией IV-V веков, когда римские землевладельцы в тихой роскоши своих вилл и римские аристократы в Сенате не замечали и не понимали, что мир стремительно меняется, их привычный Pax Romana уходит в прошлое.

Но это – в глобальном плане. А что касается ежедневной работы по обеспечению комфорта и безопасности – это европейцы делать умеют и очень хорошо.

Помню, изумила и огорчила категория комментариев (довольно распространенная, к сожалению): «Это знак для отвернувшейся от Христа Европы» - далее вариации и moralite.

Как говорится, а судьи кто? Кто решает, где лучше, где хуже, кто «правильно» живет, а кто нет?

Самое главное, в таких рассуждениях всех под одну гребенку, как в «Повести о Ходже Насреддине», когда главный герой, рассерженный равнодушием людей к нищей старухе, создал гротескный мерзкий образ Большого Бухарца. Только Ходжа был ребенком и быстро понял свою неправоту.

Собор Парижской Богоматери во время пожара и год спустя
Собор Парижской Богоматери во время пожара и год спустя

Сегодня, когда в условиях пандемии мы все в одной лодке, понимаешь, насколько в сущности хрупкий, уязвимый и ненадежный наш мир в целом.

А потому такие уроки, как пожар в Нотр Дам, весьма полезны.

Помните, как тогда люди объединились и проявили себя с лучшей стороны, как жители разных стран поддерживали французов, как сразу нашлись деньги на реставрацию?

Это еще раз доказало, что мы по-прежнему дорожим своим прошлым, готовы помочь друг другу, объединиться во имя большой хорошей цели, что есть для нас всех нечто более ценное, чем материальные блага и личный комфорт.

Жаль, сегодня мы не наблюдаем такого объединения.

Понятно, что ситуация иная.

Но суть осталась прежней: большую общую беду можно преодолеть только вместе, не устраивая разборки, кто круче и правее, не подставляя друг друга.

Сколько раз исторические события нам доказывали эту нехитрую аксиому!

Может, хотя бы однажды мы воспримем уроки истории всерьез?

-6