Знакомьтесь - дом кооператива «Квартирохозяин». Этот мастодонт первых лет СССР обитает по адресу Яузский бульвар, 14/8.
Дом только на первый взгляд кажется обычным и ничем не примечательным. На самом деле это один из первых примеров типового массового строительства в СССР.
Для большинства из нас типовое строительство ассоциируется прежде всего с «панельной технологией» (Новые Черемушки и т.п.) Но она появилась позже.
А в 1920-е годы пытались решить проблему массового жилья с помощью доступных на тот момент материалов, т.е. кирпича. Конкретно для этого здания использовался силикатный кирпич, придавая его стенам особую фактуру по сравнению с «братьями-близнецами».
В здании размещены типовые квартиры.
Вообще, в 1920-х годах дома первых кварталов массовой застройки создавались на базе «типовых секций Моссовета».
О том, что представляли из себя эти секции, я писала в посте «Шерстяной работник»: умирающий дом эпохи НЭПа в Гончарной слободе. Что с ним станет?
Из типовых секций Моссовета, как из конструктора, архитекторы создавали проекты, меняя конфигурации, усовершенствуя по необходимости, внося авторские правки.
Вот и у дома «Квартирохозяин» есть ряд индивидуальных особенностей, присущих только ему.
Так, здание спроектировано с учетом сильного рельефа местности – перепад высот составляет почти целый этаж.
Визуальное восприятие также продумано с учетом этого рельефа. Самый эффектный вид – на закругленные угловые балконы – открывается зрителям, идущим снизу вверх по бульвару.
В пандан к закругленным балконам спроектированы круглые козырьки над подъездами и круглые окна-иллюминаторы над ними, известные атрибуты конструктивистской архитектуры.
Поставленный вдоль бульвара, дом заслоняет собой церковь Петра и Павла у Яузских ворот.
Случай примечательный, поскольку в те времена оголтелого богоборчества храмы без лишних рассуждений уничтожали. Либо архитекторам давали указания от партии и правительства «подчеркнуть контраст нового и старого» (читай: подавить храм и всячески акцентировать новое строение).
В данном случае архитектор В. Волокитин попытался примирить два мира и визуально приспособить свою постройку к соседству с храмом, сделав их соразмерными.
Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 Готический дворик в патриархальной Москве
👉 «Воздушная воронка обнажила дно Москвы-реки»: природные катаклизмы в старой Москве
👉 «Тигры в городе!»: 5 необычных памятников с животными в Москве