Найти тему
Мода в книгах

Перчатки в тон сумочки, и всё это цвета жабы. Моды 1930х годов.

Этот блог посвящен тому, как одеты литературные героини, и раз уж я в тот раз заговорила об одежде зеленого цвета, приносящей, согласно некоторым суевериям, несчастье, то как пройти мимо "несчастных" зеленых перчаток героини моего самого любимого (с точки зрения описания мод) романа "Зеркало" Ирины Одоевцевой (1938). И если вопрос о роковой роли зеленого цвета в данном случае бесспорен, то в плане подбора аксессуаров по цветам тут есть, что обсудить.

Шляпка, шарф, перчатки и сумочка - из одного комплекта. 1939 год.
Шляпка, шарф, перчатки и сумочка - из одного комплекта. 1939 год.

Итак, Париж, весна, время между 1936 и 1938 годом и девушка в полном смятении чувств после расставания с любимым. Во время финального объяснения он бросил ей фразу "Ты мне противна как жаба", и теперь образ жабы сидит где-то глубоко в подсознании героини, выползая время от времени на поверхность, чтоб еще раз поглумиться над ее чувствами.

На следующий день Люка пытается отвести душу, решает заехать в большой магазин - и повод находится: она забыла перчатки в отеле. Вокруг суета, покупательницы охвачены горячкой, спешат приобрести получше и подешевле; продавщицы тоже возбуждены и стараются продать повыгодней. Эта атмосфера захватывает и Люку. И вот она уже покупательница, всецело поглощенная тем, чтоб купить вещь получше. К своей сумочке зеленого цвета она хочет зеленые перчатки, долго прикладывает то одни, то другие. Наконец выбирает, забывает взять сдачу, но продавщица успевает нагнать ее: "к счастью, мадам не успела уйти далеко" - и упоминание о счастье снова ранит героиню. К сумочке и перчаткам она теперь подбирает зеленый кушак, но "оттого, что он новый и зеленый ничего не изменилось, тревога не улеглась". И уже в машине она вдруг понимает, что купила перчатки "цвета жабы", хотя жаба вовсе не зеленая, а коричневая; а перчатки имеют радостный светлый цвет. Но нет, покупки ее не радуют, боль не отступает, а злосчастные перчатки летят в окно - пусть порадуется та, которая их подберет: они новые и дорогие. Автор дает понять, что покупки Люки - милого зеленого оттенка. И только воспаленное воображение девушки связывает этот цвет с жабой.

Ярко-зеленые перчатки рубежа 1930-х - 1940-х годов.
Ярко-зеленые перчатки рубежа 1930-х - 1940-х годов.

К моменту написания "Зеркала" Ирина Одоевцева уже достаточно долго жила во Франции - лет 10 или больше. А ведь именно французы - по наблюдениям историка Мишеля Пастуро - боятся зеленого, считая его "невезучим" цветом.

Получается, что в очень неудачный день героиня выходит с зеленой сумочкой. И, более того, докупает к ней еще и перчатки, и кушак - и теперь она полностью облачена в "роковой" цвет. Забегая вперед, скажу, что на данном этапе жить ей осталось чуть более суток...

Но это всё психология. А как реально могла повести себя модница второй половины 1930-х годов? Полистаем модные журналы, чтоб выяснить, к чему подбирали по цвету пояс, сумочку и перчатки.

Образ, придуманный дизайнером Элеонор Рузвельт (племянницей первой леди), 1939 год. Сумочка, отвороты перчаток и зонтик изготовлены из того же материала, что и платье.
Образ, придуманный дизайнером Элеонор Рузвельт (племянницей первой леди), 1939 год. Сумочка, отвороты перчаток и зонтик изготовлены из того же материала, что и платье.

В модной иллюстрации 1938 года не раз встречаются тотал-луки в плане выбора сумки и перчаток. То есть в тот год выбрать перчатки точь-в-точь под цвет сумочки было писком моды.

Обложка модного журнала 1938 года демонстрирует перчатки идеально подобранные в тон к сумочкам.
Обложка модного журнала 1938 года демонстрирует перчатки идеально подобранные в тон к сумочкам.

Но был и альтернативный вариант: перчатки могли совпадать по цвету с отделкой платья, шляпки, шарфа.

Иллюстрация из Chic Parisien, 1938 год. Слева: к бирюзовому платью с лиловым воротничком подобраны лиловые перчатки и лиловая лента на шляпке. Справа: к черному костюму и золотистой блузке с красным декором и красным кушаком подобраны черные перчатки.
Иллюстрация из Chic Parisien, 1938 год. Слева: к бирюзовому платью с лиловым воротничком подобраны лиловые перчатки и лиловая лента на шляпке. Справа: к черному костюму и золотистой блузке с красным декором и красным кушаком подобраны черные перчатки.

Кушаки, кстати, это примета времени как раз второй половины 1930-х годов. В начале десятилетия в моде были узкие пояса, изготовленные из той же материи, что и всё платье. К концу входят в моду более широкие, кожаные. Возможно, автор имеет в виду широкий кожаный пояс, но прямо-таки кушаки тоже были. Причем именно цветные, и носили их с черными платьями.

Страничка из журнала Vogue за сентябрь 1936 года. Заметка посвящена модным оттенкам сезона, которые хорошо оттеняют черный. Нас интересует длинный кушак цвета морской волны (на картинке он выглядит голубым). Это вечернее платье с немного завышенной линией талии и длинным кушаком должно было визуально вытянуть невысокую фигуру.
Страничка из журнала Vogue за сентябрь 1936 года. Заметка посвящена модным оттенкам сезона, которые хорошо оттеняют черный. Нас интересует длинный кушак цвета морской волны (на картинке он выглядит голубым). Это вечернее платье с немного завышенной линией талии и длинным кушаком должно было визуально вытянуть невысокую фигуру.

Итак, выбор перчаток тон-в-тон к сумочке ясен; есть понимание и о кушаке (или широком поясе). Остается вопрос о том, насколько часто дамы выбирали именно зеленый. Так, в том же Vogue за 1938 год находим подборку топ-аксессуаров весеннего сезона. Среди них несколько черных шляп и сумочек, есть золотистая и коричневая - но ни одной зеленой. Зато есть модный полупрозрачный платочек зеленого цвета с оборкой в тон. В некоторых источниках пишут, что в 1936 году в моду вошли платья изумрудного и цвета сливы: верю, у меня в коллекции тоже распространены довоенные вещи этих оттенков. Но снова обратимся к модным журналам.

Еще примеры использования зеленых оттенков в середине 1930-х годов, и, кстати, тут мы видим широкие пояса - уже не из той же материи, что и платье, а как раз контрастные:

Рубрика с выкройками, Vogue за январь 1936 года. Подразумевалось, что эти выкройки будут покупать те модницы, чей доход не позволяет одеваться в домах мод, и кто будет либо шить сам, либо при помощи знакомой портнихи.
Рубрика с выкройками, Vogue за январь 1936 года. Подразумевалось, что эти выкройки будут покупать те модницы, чей доход не позволяет одеваться в домах мод, и кто будет либо шить сам, либо при помощи знакомой портнихи.

И снова упоминание о том, что детали зеленого цвета смогут разнообразить гардероб. Ниже видим отделку из полос желтого и зеленого цвета на черном костюме:

Продолжение рубрики о цветовых пятнах на черном фоне, Vogue за сентябрь 1936 года.
Продолжение рубрики о цветовых пятнах на черном фоне, Vogue за сентябрь 1936 года.

Итак, лично героине романа "Зеркало", события которого разворачиваются во второй половине 1930-х годов в Париже, зеленый цвет однозначно приносит несчастье. Но, несмотря на предубеждение французов относительно этого цвета, зеленый довольно прочно обосновывается в моде этого периода. А что касается подбора аксессуаров по цветам, героиня довольно точно следует указаниям модных журналов.

Напомню, что сама Ирина Одоевцева была большой модницей.

Статья о другом шоппинге нашей героини вот тут.

Статья об истории зеленого цвета в одежде здесь.

Там же вы найдете видео с экскурсией по разнообразным платьям всех оттенков зеленого из моей коллекции винтажа.

На этом всё. Спасибо за внимание, подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах". Я пишу о том, как одеты книжные героини разных эпох.