В освободившееся от обычных обязанностей карантинное время многие из тех, кто может себе позволить побуксовать без риска голодной смерти, бросились неистово "саморазвиваться". По крайней мере, иногда такое впечатление складывалось из постов в соцсетях и общения с друзьями. И у многих других это вызвало обратную реакцию — усиление чувства вины за то, что вот, наконец халявное свободное время, когда ещё такое будет, а они опять не учат английский, не стоят в планке, не прокачивают вокал, не-не-не... а просто зависают в каком-нибудь бесполезном контенте или собственной тревоге. Говорить, что это нормально, я не буду — думаю, почти все успели сказать это себе и друг другу. Насколько эта стратегия выигрышна или проигрышна, меня сейчас тоже мало интересует. Хочу поговорить о другом — так ли необходимо "саморазвиваться" именно так в любую свободную секунду, а если нет — то что нужно на самом деле.
Основную проблему я вижу в стремительном превращении понятия саморазвития в симулякр. Если кто не знал, симулякр — "пустое" понятие, симуляция существования чего-либо отсутствующего или недостаточно присутствующего в действительности с помощью знака, знаковой системы вроде языка или изобразительных средств. Так вот, фотография того, как человек стоит в планке, если он встал в неё только ради фотографии, может быть названа симулякром, если под истинной реальностью подразумевается его регулярное целевое стояние в планке. А оно обычно подразумевается. Проще говоря, это сладкий [само]обман, доступный каждому пользователю интернета — и он непрестанно множится через безостановочное социальное подражание, подстёгиваемое желанием получить внимание и страхом отстать от своих. Если же человек изображает, как он стоит в планке, но говорит о том, что встал в планку только ради фото — это уже будет не симулякром поощряемой обществом деятельности, а проявлением здоровой иронии в сторону подобных симулякров и отчасти — самоиронии.
Симулякры плохи тем, что всегда выигрывают на фоне реалистичной репрезентации действительности — так же, как выигрывают у оригиналов хорошо обработанные снимки — и потому привлекают больше внимания. Из-за привлекательности их сложно оценивать критически, и достаточно большое количество людей принимает их за чистую монету, за правдивое отражение подлинной реальности. Это приводит к невротизации общества растиражированными "идеалами", которые являются всего лишь внешним слепком с отдельных атрибутов "настоящей" жизни.
Проблема в том, что большинство истоков "настоящести" не могут быть скопированы. Они находятся в смысловом поле человека, который живёт "настоящей" жизнью (то есть субъективно ощущаемой и [часто, но не всегда] объективно оцениваемой обществом как полноценная и достойная), и обычно тесно связаны с его задачами, целями и тем, что он считает своим призванием и в сторону чего постоянно движется. То есть это некая система, из которой скопировать можно только отдельные кусочки того, что оказывается на виду. В то время как её фундамент останется недосягаем для подражателей — пока они остаются только подражателями, а не искателями своего собственного пути.
Поэтому никакой идеальный английский или железобетонный пресс, а уж тем более посты о своём саморазвитии в соцсетях при минимуме реальной деятельности не дадут длительного ощущения полноты бытия, если не будут тесно связаны с вашими задачами и всей системой ваших смыслов (планируете ли вы стажировку за границей или преподавание фитнеса). Поэтому ищите прежде всего Царствия Божия системной смысловой наполненности в том, что делаете, и делайте то, что ощущаете осмысленным и связанным с остальными вашими практиками и проектами. А всё остальное приложится.