Оценивание в процессе обучения является мощным и многоплановым фактором воздействия на ученика. Оценка влияет на мотивацию, ход и успешность деятельности, на отношение к ребенку окружающих, на формирование многих черт личности и, прежде всего, – самооценки. Несмотря на многообразие форм обучения, оценивание важно как при очном обучении, так и при дистанционном.
В настоящий момент используются следующие три вида подходов к оценке знаний:
- нормированный – определяет “норму” – разницу между максимальным (желаемым) и предельно допустимым уровнями усвоения;
- критериально-ориентированный – нормируется обязательный для всех уровень усвоения каждого объекта контроля (знания, умения);
- формирующий – основной идеей данного подхода является улучшение результатов обучения каждого отдельно взятого ученика за счёт обеспечения обратной связи.
Более подробно о подходах к оцениванию можно почитать тут:
Однако, при использовании любого из этих подходов необходимы инструменты, позволяющие объективно оценивать, а также обеспечивать обратную связь учитель-ученик. Такими инструментами могут являться онлайн-сервисы.
Благодаря онлайн-сервисам, позволяющим реализовать контроль результатов обучения школьников, учитель, а также обучающиеся, могут быть уверены в том, что при оценке будет достигнута необходимая объективность, которая не всегда достигается при ручной проверке работ. В связи с тем, что онлайн-сервисы позволяют реализовать автоматическую проверку результатов, их структурирование и анализ (построение графиков, гистограмм, экспорт результатов в электронные таблицы), учитель может получать более наглядную картину успеваемости обучающихся и эффективно использовать временной ресурс. Так, сэкономленное время он может направить на другую учебно-методическую работу. Кроме того, использование таких сервисов позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке за счет интерактивности, мгновенной обратной связи, а в каких-то случаях – в игровых моментах. Данные сервисы оказываются неоценимыми при организации самостоятельной работы обучающихся и дистанционном обучении.
Так, при оценивании умений и навыков школьников в условиях дистанционного обучения особый интерес представляют:
в нормированном и критериально-ориентированном подходах
- онлайн-сервисы с уже готовыми материалами для контроля результатов обучения: МЭШ, Учи.ру, Яндекс.Учебник (математика, русский язык и окружающий мир для 1-5 классов), Яндекс.Репетитор (9 и 11 классы), ЯКласс, LearningApps, Решу ОГЭ (Решу ЕГЭ), Online Test Pad;
- онлайн-сервисы для создания контролирующих материалов самими учителями: Google Формы, Яндекс.Формы, LearningApps, Online Test Pad, Kahoot!, Quizizz, Mentimeter, Surveymonkey, Testmoz, Classtime.
в формирующем подходе
В следующих статьях мы подробнее рассмотрим онлайн-сервисы для создания контролирующих материалов самими учителями.
Авторы: Диканская Юлия, Муроз Анастасия