Сегодня мы разберем с вами популярные концепции гипнотизма, внушаемые нам посредством книжных романов и кинематографа. Самым популярным персонажем пожалуй можно назвать Свенгали. Ибо это имя стало нарицательным, в словаре Чембера есть следующее определение: “Человек, который осуществляет полный контроль над разумом другого человека, как правило, со злым умыслом. Преуспевающий карикатурист Жорж дю Морье, однажды, в конце 19 века набросал сюжет для рассказа, который показал своему другу Генри Джеймсу (известному американскому новеллисту). Джеймс был в восторге и предложил дю Морье написать рассказ. Морье запротестовал, мол писать я не умею, напиши сам, ты мол профи. Джеймс ответил, что это было бы прекрасно, но он не может позволить себе похитить столь прекрасную идею у друга. Джеймс оказался прав, несмотря на то, что дю Морье, написал рассказ “Трилби” весьма посредственно, он был распродан в течении первого года в количестве более двухсот тысяч экземпляров. Нам, искушенным читателям и зрителям данная история не покажется чем-то сверх необычным, но в свое время она произвела настоящий фурор. Трилби О’Фералл, парижская натурщица, девушка и просто красавица, в которую были влюблены три студента художественного училища. Она соглашается на помолвку с одним из них, но их отношения вскоре расстраиваются и она попадает в когти к еврею, худому, мрачному, с типичной остроконечной бородкой, черными, возможно даже поглощающими свет глазами, и пристальным взглядом. В общем типичный месмерист. Сам он музыкант из Венгрии, который посредством гипноза, превращает Трилби, девушку с красивым голосом и полным отсутствием слуха в выдающуюся певицу. Сначала он помог ей избавиться от невралгических болей, а потом против ее воли пытался загипнотизировать и сделать своей женой. Но, англичанин, который ухаживал за Трилби, постоянно расстраивал планы Свенгали. Но позднее, Трилби и Свенгали появляются на страницах романа в виде супружеской пары. Во время Евротура, Свенгали погибает прямо в ложе театра, и у Трилби мгновенно пропадает голос. Ее прежняя жизнь заканчивается и кажется ей и вовсе не реальной. Она смутно помнит жизнь прежнюю, но отлично помнит хорошее отношение к ней Свенгали, хотя он был тот еще псих. В итоге, автор заключает, что было две Трилби, выражаясь иным языком, ее гипнотическое Я было не связано с ее Я бодрствующим.
Идея конечно же была не нова. В 1950 году Джеймс Брейд, шотландский врач, описывал случай, как он загипнотизировал девушку, абсолютно музыкально бездарную и провел ее через самые сложные упражнения из репертуара популярной в те времена певицы Дженни Линд по прозвищу “Шведский соловей”. В 1848 году, Александр Дюма в “Записках врача” рассказывает нам о Йозефе Бальзамо, который сначала спасает Лоренцу от изнасилования, а потом гипнотизирует ее и женится на ней. Пока Лоренца находится в состоянии транса, она любит Йозефа, но как только “просыпается”, начинает ненавидеть его, и хочет уйти в монастырь, в то место, куда она собственно и собиралась до изнасилования. Все эти (и не только) истории, укрепили в сознании читателя несколько постулатов: 1) человека можно постоянно держать в состоянии транса; 2) гипнотизер способен заставить нас делать то, чего мы бы не стали делать в обычном состоянии. Томас Манн в романе “Марио и волшебник” поведал нам историю об эстрадном гипнотизере Чиполла, любившим воздействовать на публику, вынуждая некоторых публично унижаться на потеху остальным. Сомерсет Моэм по прототипу своего знакомого, создал злодея Хаддо, в романе “Маг”. Хаддо в отместку своему обидчику, уводит его жену с помощью гипноза, полностью подчиняя своей воле, выводя на свет белый все, что было дьявольское в ней, в итоге погубив ее. Но правда и сам в конце был вроде как умерщвлен, но это не точно.
Литература приложила усилия и наложила на некоторые неокрепшие умы убеждение, что женщины лучше поддаются гипнозу. Но на самом деле - это не так. Поддаются так же как и мужчины. Да только не в таком виде, как это было показано например в фильме “Иллюзия обмана”, где раз махнув чем-то перед глазами, вводили его в глубокий транс и полностью управляли его сознанием. В некоторых произведениях и фильмах, вообще дошли до кошмарной жути, рассказывая либо показывая, как с помощью обычного телевизора вводили в транс целые нации и промывали мозги. В реальности все совсем не так, несмотря на то, что посредством гипноза можно действительно воздействовать на психику, но для этого нужно немалое содействие индивида. Мы можем считать, что вся эта беллетристика не более чем выдумка, и на мое мнение никак не повлияет. Только есть маленький парадокс сознания...Чем меньше информация нам кажется реальной, чем легче наше отношение к информации, тем проще ей пройти мимо спящего критического мышления и поселиться у нас в мозгу. Другие мифы о гипнозе вы можете прочитать в моем канале по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5e4b9e41a3e296673fdf8e53/mify-o-gipnoze-5e9723647b95e85e8bef0f81