Найти тему

Апокрифическое Евангелие Никодима, или кого отпустил ад

Сошествие во ад. Мозаика монастыря святого Луки, XI век.
Сошествие во ад. Мозаика монастыря святого Луки, XI век.

Скоро наступит Светлый Праздник - Пасха Христова, день, когда произошло чудо Воскресения Христова. Но мало тех, кто знает, а еще меньше тех, кто задается вопросом, что же было тогда, когда Иисус Христос по человеческим меркам был мертв. Что было, когда Господь лежал "во гробе плотски", как говорится в одном из тропарей Пасхи? Ведь следующая строка этого дивного тропаря повествует о нахождении Господа в аду: "во аде же с душею...".

После своего страдания и плотской смерти, по учению Церкви, Христос сходит во ад, чтобы разорить его, буквально выбить его двери с косяками (что изображает православная иконография Воскресения Христова) и освободить находящиеся там души.

Христос стоит на "дверях ада", которые Он выбил. Икона Воскресения Христова.
Христос стоит на "дверях ада", которые Он выбил. Икона Воскресения Христова.

Все это в какой-то мере всем православным, хотя может быть и смутно, но известно. Сейчас расскажем о другом - о апокрифическом Евангелии Никодима.

Как мы помним Никодим был одним из тайных учеников Христа и принадлежал к высшему сословию. Именно он вместе с Иосифом погребал тело Иисуса Христа, был последним свидетелем Его смерти.

Евангелие.
Евангелие.

Само "Евангелие от Никодима" исследователи относят самое раннее к III веку, и конечно же, его автором не мог быть Никодим. Однако, не смотря на общее отношение Церкви к апокрифам, этот апокриф признается "положительным", то есть не только дозволяется к прочтению, но и рекомендуется.

Итак, третья часть этого памятника повествует о Сошествии Христа во ад. Все начинается с того, что два свидетеля повествуют о том, что они видели в аду перед Пришествием Спасителя. Все святые во главе с Адамом, Авелем, пророками и другими праведниками начали радоваться небесной радостью от того, что Иоанн Креститель сказал им о скором пришествии Спасителя. Другие пророки также стали вспоминать свои откровения, данные им Богом.

"И когда радовались все святые, пришел главный царь смерти диавол и сказал Аду (владыке загробного мира) : "Приготовься принять Иисуса, который славится (как) Сын Божий".

Ад, владыка загробного мира, услышав о такой просьбе Сатаны сильно испугался, ведь он никогда не видел Сатану столь взволнованным. И отвечал Аду глава нечистой силы:

"Что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению ..." - сатана даже и здесь не переставал гордиться, хотя и в самом зарождался страх. Наконец Ад сказал: "Зачинаю тебя силами твоими и моими - не приводи Его ко мне. Ибо еще тогда, когда услышал я заповеди слов Его, сотрясся я, пораженный ужасом, и все служители мои пришли в смятение".

Во время этого диалога все услышали великий шум и сильный голос говорящий:

"Уберите врата царей ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы!".
-4

Тогда Ад сотрясся от страха и приказал своим слугам крепко держать врата ада, а сатана попытался бежать. Святые же пророки воодушевленно стали говорить своему мучителю:

"Сквернейший и смердящий мучитель, распахни врата свои, чтобы вошел Царь славы!".

Но Господу не стоило каких-либо усилий войти в ад, что Он и сделал.

После чего "схватив диавола, увязал (его), предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих (в аду), в Свое пресветлое сияние".
Сошествие Христа во ад. Фреска. XIV век.
Сошествие Христа во ад. Фреска. XIV век.

Далее мы видим умилительную сцену слезного покаяния Адама: И держа Адама за правую руку, сказал ему Господь:

"Мир тебе со всеми детьми твоими. Адам же преклонил колени у ног Господних и со слезной молитвой сказал: "Возвеличу Тебя, Господи, ибо поднял меня и не позволил врагам моим веселиться надо мной".

Последней удивительной сценой этого апокрифа была встреча Благоразумного разбойника со всеми праведниками вышедшими из ада. Последние очень удивились, увидев в пустом раю разбойника, и даже спросили у него, как он здесь оказался. На что разбойник рассказал им о своем покаянии уже на кресте, и о том, что было после:

"И дал Он мне знамение крестное, сказав: "Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти ангел - страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят". Когда же сотворил я все это и сказал ангелу - стражу райскому, тотчас отверзши (врата, он) внутрь ввел меня и посадил меня по правую сторону рая".
Икона. Благоразумный разбойник.
Икона. Благоразумный разбойник.

Этот апокриф имеет и множество других очень интересных сведений, которые являются Священным Преданием Православной Церкви.