Скоро наступит Светлый Праздник - Пасха Христова, день, когда произошло чудо Воскресения Христова. Но мало тех, кто знает, а еще меньше тех, кто задается вопросом, что же было тогда, когда Иисус Христос по человеческим меркам был мертв. Что было, когда Господь лежал "во гробе плотски", как говорится в одном из тропарей Пасхи? Ведь следующая строка этого дивного тропаря повествует о нахождении Господа в аду: "во аде же с душею...".
После своего страдания и плотской смерти, по учению Церкви, Христос сходит во ад, чтобы разорить его, буквально выбить его двери с косяками (что изображает православная иконография Воскресения Христова) и освободить находящиеся там души.
Все это в какой-то мере всем православным, хотя может быть и смутно, но известно. Сейчас расскажем о другом - о апокрифическом Евангелии Никодима.
Как мы помним Никодим был одним из тайных учеников Христа и принадлежал к высшему сословию. Именно он вместе с Иосифом погребал тело Иисуса Христа, был последним свидетелем Его смерти.
Само "Евангелие от Никодима" исследователи относят самое раннее к III веку, и конечно же, его автором не мог быть Никодим. Однако, не смотря на общее отношение Церкви к апокрифам, этот апокриф признается "положительным", то есть не только дозволяется к прочтению, но и рекомендуется.
Итак, третья часть этого памятника повествует о Сошествии Христа во ад. Все начинается с того, что два свидетеля повествуют о том, что они видели в аду перед Пришествием Спасителя. Все святые во главе с Адамом, Авелем, пророками и другими праведниками начали радоваться небесной радостью от того, что Иоанн Креститель сказал им о скором пришествии Спасителя. Другие пророки также стали вспоминать свои откровения, данные им Богом.
"И когда радовались все святые, пришел главный царь смерти диавол и сказал Аду (владыке загробного мира) : "Приготовься принять Иисуса, который славится (как) Сын Божий".
Ад, владыка загробного мира, услышав о такой просьбе Сатаны сильно испугался, ведь он никогда не видел Сатану столь взволнованным. И отвечал Аду глава нечистой силы:
"Что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению ..." - сатана даже и здесь не переставал гордиться, хотя и в самом зарождался страх. Наконец Ад сказал: "Зачинаю тебя силами твоими и моими - не приводи Его ко мне. Ибо еще тогда, когда услышал я заповеди слов Его, сотрясся я, пораженный ужасом, и все служители мои пришли в смятение".
Во время этого диалога все услышали великий шум и сильный голос говорящий:
"Уберите врата царей ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы!".
Тогда Ад сотрясся от страха и приказал своим слугам крепко держать врата ада, а сатана попытался бежать. Святые же пророки воодушевленно стали говорить своему мучителю:
"Сквернейший и смердящий мучитель, распахни врата свои, чтобы вошел Царь славы!".
Но Господу не стоило каких-либо усилий войти в ад, что Он и сделал.
После чего "схватив диавола, увязал (его), предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих (в аду), в Свое пресветлое сияние".
Далее мы видим умилительную сцену слезного покаяния Адама: И держа Адама за правую руку, сказал ему Господь:
"Мир тебе со всеми детьми твоими. Адам же преклонил колени у ног Господних и со слезной молитвой сказал: "Возвеличу Тебя, Господи, ибо поднял меня и не позволил врагам моим веселиться надо мной".
Последней удивительной сценой этого апокрифа была встреча Благоразумного разбойника со всеми праведниками вышедшими из ада. Последние очень удивились, увидев в пустом раю разбойника, и даже спросили у него, как он здесь оказался. На что разбойник рассказал им о своем покаянии уже на кресте, и о том, что было после:
"И дал Он мне знамение крестное, сказав: "Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти ангел - страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят". Когда же сотворил я все это и сказал ангелу - стражу райскому, тотчас отверзши (врата, он) внутрь ввел меня и посадил меня по правую сторону рая".
Этот апокриф имеет и множество других очень интересных сведений, которые являются Священным Преданием Православной Церкви.