Вчера мне понадобилось временно отключить антиспам на смартфоне. Тут же пробился звонок с номера не из контактов — 977-495-50-72. Все разговоры мой телефон записывает, поэтому привожу диалог дословно.
— Слушаю.
— Здравствуйте!
— Здравствуйте.
— Меня зовут Оксана, агентство «Независимое мнение».
В этом месте включился робот, который произнес мои ФИО. Пусть я буду Иванова Мария Петровна. Далее везде в диалоге «ФИО» произносит робот.
— Это вы?
— Ну, вы меня слушаете.
— Подскажите, я правильно позвонила — «Иванова Мария Петровна». Это вы?
— А вы-то кто?
— Не расслышала. «Иванова Мария Петровна». Это вы, верно?
— Зачем вы робота включаете, читать не умеете? Я вам не собираюсь отвечать, пока сами полностью не представитесь.
— Вы знакомы, правильно?
— С кем?
— «Иванова Мария Петровна». Знаете такого человека?
—А вы кто, чтобы я вам отвечала?
— Я звоню из агентства «Независимое мнение», чтобы провести опрос на актуальные важные темы.
— Я не буду отвечать, пока сами не представитесь полностью. Ваши фамилия, имя, отчество?
— «Иванова Мария Петровна». Вам знаком?
И хотя я с самого начала знала, что это мошенники (просто решила немного развлечься, поэтому не отключилась сразу), в этом месте нашего душевного разговора не сдержалась и спросила девушку, не д**а ли она? После небольшой заминки на том конце услышала:
— «Иванова Мария Петровна». Вам знаком?
Отбой.
Обычно, когда мошенникам удается добраться до моего уха, я забываю эти разговоры сразу. Иногда на всякий случай проверяю номер в интернете через сервисы «Кто звонил» и все. Но странность этого диалога — включение робота, упрямство, с которым девушка задавала один и тот же вопрос, — не дала от него отмахнуться сразу.
И я вспомнила. Читала уже давненько, что мошенники выстраивают разговор с жертвой таким образом, чтобы получить ответы типа «Да, Иванова Мария Петровна — это я» или хотя бы просто «Да». Зачем? Чтобы монтировать диалоги с банками для удаленной идентификации клиентов и брать кредиты на ваше имя.
Этот вид мошенничества появился после принятия в конце 2017 года закона № 482-ФЗ, который наделил банки возможностью удаленной идентификации клиентов. В том числе путем сравнения биометрических данных (к ним относится и голос), представленных претендентом на банковские услуги, с данными из единой биометрической системы.
Возможно, только по совпадению голоса мошенникам и не удастся идентифицироваться как гражданин такой-то. Но мошеннические схемы предусматривают тотальный чес. Одна группа, например, представляется сотрудниками Сбербанка и выманивает данные карт, кодовые слова, еще что-то. Другая обманным путем может получить электронные копии ваших документов и т. д. Так по крупицам формируется достаточный пакет персональных данных, которые мошенники смогут использовать при удаленной (и не только) идентификации клиентов кредитных организаций.
Широкого применения практика дистанционной идентификации в банках пока не получила. Но глобальные перемены в сторону удаления людей друг от друга, которые мы сейчас переживаем, наверняка ускорят этот процесс. И мошенники стали активнее собирать биометрические данные своих потенциальных жертв.
А ведь слово «Да» произносят очень многие абоненты сразу после ответа на звонок. Кто-то говорит «Алло», а кто-то «Да». И я так часто отвечаю. Или отвечала? Прослушала запись разговора и убедилась, что моя согласительная «биометрия» нигде не проскочила. Наверно, засела в подкорке давно прочитанная информация.
Советую и вам запомнить как заповедь: никогда в разговорах по телефону с неизвестными лицами не говорите «Да»! А лучше вообще с ними не разговаривайте.