В Московском государстве XVI—XVII вв. существовал запрет только на посулы — взятки судьям. До появления полноценного института государственной службы получение денег и еды от управляемых было естественным средством обеспечения деятельности должностных лиц. До петровских преобразований государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающие от лиц, заинтересованных в их деятельности.
О понятиях простого народа свидетельствует множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Вот некоторые из них:
- Не подмажешь — не поедешь.
- Суд прямой, да судья кривой.
- Судьям то и полезно, что в карман полезло.
- Всяк подьячий любит калач горячий.
- Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом.
- Земля любит навоз, лошадь — овес, а судья — принос.
- Пред Богом — с правдой, а пред судьей — с деньгами.
Только народное восстание могло заставить царя наказать высокопоставленных мздоимцев. Так, в 1648 году в Москве случился Соляной бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царю пришлось казнить двух особо ненавистных народу коррупционеров — главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханиотова[9].
В конце XIX века Г. В. Плеханов писал: «Социалистическая организация производства предполагает такой характер экономических отношений, который делал бы эту организацию логическим выводом из всего предыдущего развития страны», ибо «декретами не создать условий, чуждых самому характеру современных экономических отношений». Если этого нет, после социальной революции «придется мириться с тем, что есть, брать то, что дает... действительность». В таком случае «здание социалистической организации будет строиться руками правительства», а не рабочего класса, не народом, а «сверху». Не партия будет служить классу, а рабочий класс и рядовые члены этой партии будут обслуживать верхние структуры партии, которые Г. В. Плеханов назвал «кастой». «Национальным производством будет заведовать социалистическая «каста» (по-нынешнему, номенклатурные хозяйственники, из среды которых выдвигались партийные и государственные работники), относительно входящих в которую лиц «не может быть никаких гарантий в том, что они не пожелают воспользоваться захваченной ими властью для целей, не имеющих ничего общего с интересами рабочего класса»[13].