Рассказывает ТРИЗ-педагог Наталия Ключ на примерах из практики работы с детьми младшего школьного возраста.
Есть много игр для развития воображения и изобретательского мышления детей: исследовать предмет, сочинять загадки, изменять свойства, представлять предмет в виде игры и игрушки…
Каждая из этих игр хороша и по-отдельности!
Но если несколько игр собрать в цепочку и проводить последовательно, то исследовательская деятельность превращается в увлекательную игру, которая ведет ребенка к изобретению чего-то нового.
Отличие игровой цепочки от обычной игры в том, что используется предыдущий игровой результат для старта следующей игры.
Вот одна из таких игровых цепочек для придумывания нового «изобретения»:
1. Выбрать предмет для игры, выявить его свойства.
2. Менять свойства или добавлять их от других предметов.
3. Выбрать самое неожиданное сочетание и придумать, как его применить в игре или игрушке.
Итак, по порядку.
Первый шаг.
Для нашего «изобретения» мы выбрали КОВЕР.
Сначала исследуем, какие у него свойства. Как? Очень просто - нашли все доступные коврики, потрогали, рассмотрели, попытались порвать и помять.
Записали все, что узнали о КОВРЕ.
Мы записывали по схеме загадок «Ковер какой? Что такое же, как ковер?» (Алла Нестеренко «Страна загадок»)
Вот что получилось:
- мягкий, но не пух;
- разноцветный, но не радуга;
- из ниток, но не носок;
- шерстяной, но не олень;
- вязаный, но не шапка;
- лежит на полу, но не тапок;
- прочный, но не камень;
- намокает, но не салфетка;
- пачкается, но не штаны;
- можно по нему ходить, но не пол;
- шершавый, но не подошва;
- с блестками, но не звезды;
- тонкий, но не лепесток;
- лежит в прихожей, но не зонт…
На этом игру можно остановить. Важно, что мы используем полученные результаты для следующего шага.
Переходим ко второму шагу.
В увеличительное стекло (да и без него тоже) замечательно видно, что ковер сплетен из нитей, и многие его свойства непосредственно из этого вытекают.
А что, если для изготовления ковра использовать не нить, а другие материалы? Стебли растений, скрученные газеты, электрический провод, гибкие пластиковые трубки? Какие тогда новые свойства у ковра появятся?
Вот наши варианты:
- Ковер из растений:
- Будет регулярно цвести и радовать в беседке или на веранде.
- Если травы съедобные – то отрезать от ковра кусочки и заваривать (очень популярная идея оказалась!)
- Если травы лечебные – валяться на нем и излечиваться.
- А когда ковер надоест – отдать корове на утилизацию, пусть съест!
- Ковер из провода:
- Может принимать скульптурную форму.
- Может работать заодно забором.
- Если подключить проводку к электричеству – то обогреет пол, осветит помещение или зарядит гаджеты.
- Ковер из пластиковых трубок:
- Будет менять цвета, если в него залить разноцветную жидкость или засыпать цветные порошки.
- В жару поработает поливалкой или охладителем.
- Можно залить в него сок и пить из трубочек.
- Он плавучий, как плот.
И даже было предложение использовать его как пневмопочту – пересылать записочки из помещения в помещение.
Теперь мы знаем о коврах, их свойствах и их практической полезности.
Можем приступать к третьему шагу.
Третий шаг:
Все знают, что ковры используются в детских садах и игровых комнатах в торговых центрах.
А может ли сам ковер стать игрой?
Давайте придумаем ковры, которые сами были бы игрой или ее частью!
Вспомним, какие бывают игры и представим в их роли – наш ковер! Как бы он мог выглядеть, какую бы игровую роль выполнял?
В итоге можем предложить целый список идей для производства ковра-игры:
- ковры с игровым полем, которое меняется за счет изменения рельефа или накладок с липучками;
- ковер-лабиринт и ковер-трансформер;
- ковер с проектором и ковер-планшет;
- ковер – хранилище и ландшафт для игрушек;
- ковер-театр с декорациями;
- ковер, который висит на потолке и с него свисают ковровые же лианы и лестницы для юных «тарзанов»;
- ковер для бассейнов, который стреляет в игроков мячиками и зубной пастой!
Все идеи, которые здесь описаны, предложены детьми!!!
Игры, собранные в цепочку, помогают:
- хорошенько прогреть наш мотор воображения;
- дольше удерживать фокус внимания на предмете;
- замечать гораздо больше деталей и подробностей;
- превратить эти детали и подробности в среду для генерации идей; превратить эти идеи в реалистичные модели изобретений .
Игра становится настоящим путем изобретателя, который проходят все творцы – от возникновения вопроса к созданию чего-то нового.
Пишите в комментариях - в какие игры играете с детьми?
Искренне благодарим, что прочитали. Если тема для Вас интересная, поддержите - поставьте лайк и подпишитесь на наш блог.
#доманескучно #триз #развитие детей #игры для детей #обучение дома