Найти в Дзене
Культурология для всех

6 историко-культурных слоев в представлениях о судьбе души после смерти (по А.Ф. Лосеву)

Добрый день! Продолжая тему представлений древних греков о загробном мире, хочу обратиться к блестящему исследованию этого вопроса, сделанному Алексеем Федоровичем Лосевым в книге “Античная мифология в ее историческом развитии”.

Разбирая XI книгу знаменитой "Одиссеи" Гомера, он выделяет шесть историко-культурных слоев в представлениях о судьбе души после смерти. Поэмы Гомера были созданы, по-видимому, в IX в. до н.э., но повествуют о событиях XIII в. до н.э. и, поэтому, включают в себя тексты, сложенные рапсодами в промежутке между XIII и IX веками до н.э.

Первый слой. Сюда Лосев относит представления о душе как о птице, вылетающей из тела.

-2

Эти идеи перекликаются с древнеегипетскими представлениями относительно такой души, как "ба". Однако невозможно сказать, появились ли они в результате влияния египетской цивилизации, с которой греки имели частые контакты, или же развились самостоятельно. В классический и последующие периоды эти представления не имеют широкого распространения.

Второй слой. Сюда относится понимание души, как бестелесной субстанции, которая, однако, может оживать, напитавшись кровью.

“Но такова уж судьба всех смертных, какой бы ни умер:

В нем сухожильями больше не связано мясо с костями;

Все пожирает горящего пламени мощная сила,

Только лишь белые кости покинутся духом; душа же,

Вылетев, как сновиденье, туда и сюда запорхает.” (218-222)

“Были

Жены и дочери это давно уж умерших героев.

К яме они подбежали и черную кровь обступили.

Я же раздумывал, как бы мне всех расспросить их отдельно.

Вот наилучшим какое решение мне показалось:

Вынув из ножен с бедра мускулистого меч медноострый,

Я не позволил им к крови приблизиться всею толпою,

Поочередно они подходили и все о потомстве

Мне сообщали своем”. (225-235)

“к черной

Крови приблизилась мать и испила ее”. (153)

Строго говоря, на этом уровне развития культуры еще не существовало представлений о душе как совершенно нематериальной субстанции, бестелесность понимается скорее как особо тонкая материя. Такую тень невозможно схватить руками, но в то же время Одиссей мечом может отогнать тени.

-3

Кроме того, судя по описаниям Гомера, эти тени объемные и обладают цветом. Например, описывая тень Геракла, Гомер пишет:

“страшный перевязь блеск изливала,

ему поперек перерезав грудь златолитным ремнем” (54, 608-609).

Третий слой. Он включает в себя представления о душах знаменитых героев. Они, видимо, уже не совсем бессильные тени и им не нужно пить кровь.

-4

Аналогичные представления об особой посмертной судьбе выдающихся людей встречались уже в первобытных мифах. И, по-видимому, результатом их развития стало в древнем Египте учение о судьбе фараона в загробном мире, который может плавать вместе с богом Ра в небесной лодке.

Четвертый слой. Он выражается в возможности для особых душ продолжать вести земной образ жизни, например, Орион продолжает охотиться в Аиде на души животных, которых он убил в своей земной жизни.

-5

Здесь мы сталкиваемся с имеющимися и в первобытных, и в древнеегипетских мифах представлениями о том, что на "том свете" душа живет так же, как и на этом. Еще одна интересная деталь – наличие в загробном мире теней не только умерших людей, но и животных.

Пятый слой. Это выделение грешников, которые в Аиде чувствуют боль и подвергаются мучениям. Мотив наказания грешников на "том свете" за их земные дела присутствует в египетских мифах о суде Осириса. Но характер наказания различен. В египетской мифологии - полная гибель души (по представлениям периода Древнего царства) или (в более поздних представлениях) превращение ее в демона. В греческой - продолжение существования, но в страданиях.

Шестой слой. Он выражен в рассказе о Геракле. Здесь Гомер, по мнению Алексея Федоровича, "сознательно пытается примирить два несовместимых представления". Из своего погребального костра, на который Геракл добровольно взошел живым, он или его душа поднимаются на небо, где его делают богом. С другой стороны, тень Геракла (как и тени всех умерших людей) существует в Аиде.

Как мне кажется, Лосев не вполне прав, говоря здесь о попытке Гомера "примирить два несовместимых представления". Скорее, по аналогии с другими древними культурами, здесь отразилась вера в существование у человека нескольких душ с разной посмертной судьбой, что соответствует представлениям ряда первобытных племен об особой судьбе вождей и древнеегипетским идеям о посмертной судьбе фараонов.

Древнейшие греческие источники говорят о том, что в загробный мир уходит и продолжает там существовать не душа человека (псюхе), а его тень. Это тоже перекликается с египетскими верованиями: как с учением о тени в качестве одной из человеческих душ, так и с учением о "ка". В классической и более поздних эпохах греческой цивилизации ведущим становится представление о том, что у человека есть только одна душа и именно она уходит на тот свет.

В следующей публикации поговорим о том, что думали о душе греческие философы, чтобы "картинка" наших представлений была полной.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Об этом и многом другом Вы можете посмотреть видео на моем ютуб-канале: