В конце 80-х над Йоханнесбургом зависла гигантская летающая тарелка, в которой оказались не слишком умные и не очень приятные на вид пришельцы (напоминающие огромных креветок). Человечество (правительство ЮАР) поступило в свойственной для себя (и для любого правительства) псевдо-гуманной манере: построило лагерь для беженцев (простите, пришельцев) – он же Район №9. Прошло лет двадцать, тарелка так и висит над городом, а пришельцы не набрались интеллекта. При этом, они обладают супер технологиями и оружием, которыми сами не пользуются (очевидно, им кто-то помогал, или среди них есть кое-кто поумнее). Многие (правительство, местные банды) хотят завладеть этими технологиями, но проблема в том, что в руках людей, они не работают. А обычные жители Йоханнесбурга вовсе недовольны таким соседством, поскольку огромные креветки не всегда ведут себя дружелюбно. В итоге, власти принимают очередное «супер решение»: переселить всех инопланетян подальше. Но для этого сперва им нужно вручить повестки (иначе, опять же, будет негуманно).
Главный герой фильма, Викус, как раз занимается вручением повесток, при этом, ведет себя так, будто перед ним, действительно, обычные креветки, а не пришельцы из космоса. Это, пожалуй, самые сильные сцены фильма: люди показаны во всей своей красе. Только мы можем так легко издеваться и убивать других живых существ без веских причин. И здесь сложно избежать аналогий с фашизмом, что, впрочем, неслучайно: режиссер фильма, Нил Бломкамп, сам родился в Йоханнесбурге и застал апартеид. Викус не скрывает того, что ему нравится его работа, да и своего отвращения к пришельцам – тоже. В какой-то момент что-то пойдет не так, и Викус вынужденно окажется по другую сторону баррикад (колючей проволоки?), и тогда уже ему придется искать защиту от людей.
Самое интересное, что этот фильм отчасти получился случайно. Питер Джексон («Властелин колец») собирался продюсировать кино по компьютерной игре «Halo», и режиссировать должен был как раз Бломкамп. Но, как это часто бывает в Голливуде, проект не состоялся, и Джексон предложил ему тридцать миллионов долларов на съемки любого фильма на свое усмотрение (большое вам спасибо, мистер Джексон). Для Бломкампа это стало дебютом в большом кино, и надо отдать ему должное, как режиссеру: здесь сразу чувствуется свой подчерк. Фильм сделан жестко, кроваво и бескомпромиссно. По голливудским меркам бюджет в тридцать миллионов это ни разу не блокбастер, но «Район №9» смотрится зрелищнее многих картин, чей бюджет перевалил за сотню.
Пожалуй, это лучшее фантастическое кино за последние лет двадцать (а, может, и вообще за все время). Это фильм на злобу дня, фильм про нас, фильм, который будет актуальным во все времена (если, конечно, человечество не изменится в корне, а этого не случится). Да, формально это фантастический боевик, и да, ничего нового про природу человека вы тут не узнаете. Что характерно, в этом же году (в 2009-м) вышел фильм «Аватар» (обе картины, кстати, были номинированы на Оскар), который тоже не открыл нам ничего нового: фильм Кевина Костнера «Танцующий с волками» был на ту же тему, только на девятнадцать лет раньше.
Но есть темы, которые не устареют никогда. И хорошо, если бы нам почаще о них напоминали. Ведь очевидно, что проблемы богатых и бедных, сытых и голодных, белых и черных в ближайшее время решены не будут.