Найти тему
Без спойлеров

Район №9 (District 9, 2009)

В конце 80-х над Йоханнесбургом зависла гигантская летающая тарелка, в которой оказались не слишком умные и не очень приятные на вид пришельцы (напоминающие огромных креветок). Человечество (правительство ЮАР) поступило в свойственной для себя (и для любого правительства) псевдо-гуманной манере: построило лагерь для беженцев (простите, пришельцев) – он же Район №9. Прошло лет двадцать, тарелка так и висит над городом, а пришельцы не набрались интеллекта. При этом, они обладают супер технологиями и оружием, которыми сами не пользуются (очевидно, им кто-то помогал, или среди них есть кое-кто поумнее). Многие (правительство, местные банды) хотят завладеть этими технологиями, но проблема в том, что в руках людей, они не работают. А обычные жители Йоханнесбурга вовсе недовольны таким соседством, поскольку огромные креветки не всегда ведут себя дружелюбно. В итоге, власти принимают очередное «супер решение»: переселить всех инопланетян подальше. Но для этого сперва им нужно вручить повестки (иначе, опять же, будет негуманно).

-2

Главный герой фильма, Викус, как раз занимается вручением повесток, при этом, ведет себя так, будто перед ним, действительно, обычные креветки, а не пришельцы из космоса. Это, пожалуй, самые сильные сцены фильма: люди показаны во всей своей красе. Только мы можем так легко издеваться и убивать других живых существ без веских причин. И здесь сложно избежать аналогий с фашизмом, что, впрочем, неслучайно: режиссер фильма, Нил Бломкамп, сам родился в Йоханнесбурге и застал апартеид. Викус не скрывает того, что ему нравится его работа, да и своего отвращения к пришельцам – тоже. В какой-то момент что-то пойдет не так, и Викус вынужденно окажется по другую сторону баррикад (колючей проволоки?), и тогда уже ему придется искать защиту от людей.

-3

Самое интересное, что этот фильм отчасти получился случайно. Питер Джексон («Властелин колец») собирался продюсировать кино по компьютерной игре «Halo», и режиссировать должен был как раз Бломкамп. Но, как это часто бывает в Голливуде, проект не состоялся, и Джексон предложил ему тридцать миллионов долларов на съемки любого фильма на свое усмотрение (большое вам спасибо, мистер Джексон). Для Бломкампа это стало дебютом в большом кино, и надо отдать ему должное, как режиссеру: здесь сразу чувствуется свой подчерк. Фильм сделан жестко, кроваво и бескомпромиссно. По голливудским меркам бюджет в тридцать миллионов это ни разу не блокбастер, но «Район №9» смотрится зрелищнее многих картин, чей бюджет перевалил за сотню.

-4

Пожалуй, это лучшее фантастическое кино за последние лет двадцать (а, может, и вообще за все время). Это фильм на злобу дня, фильм про нас, фильм, который будет актуальным во все времена (если, конечно, человечество не изменится в корне, а этого не случится). Да, формально это фантастический боевик, и да, ничего нового про природу человека вы тут не узнаете. Что характерно, в этом же году (в 2009-м) вышел фильм «Аватар» (обе картины, кстати, были номинированы на Оскар), который тоже не открыл нам ничего нового: фильм Кевина Костнера «Танцующий с волками» был на ту же тему, только на девятнадцать лет раньше.

Но есть темы, которые не устареют никогда. И хорошо, если бы нам почаще о них напоминали. Ведь очевидно, что проблемы богатых и бедных, сытых и голодных, белых и черных в ближайшее время решены не будут.