Предлагаю вашему вниманию несколько странных альбомов. Подозреваю, что у многих сейчас настолько хорошо со свободным временем, что можно себе позволить слушать не только привычную музыку, но и что-нибудь этакое. Вот такого этого я и собрал в кучу, не заботясь о единстве стиля и жанра.
Поехали, попробуем.
1. Matmos "A Chance to Cut is a Chance to Cure" (2001)
Дуэт затейливых электронных экспериментаторов на этом альбоме превзошел сам себя. Вся музыка на пластинке собрана из сэмплов - коротких фрагментов чужой музыки или шумов и звуков. Особенность данной работы в том, что все сэмплы здесь - это звуки хирургических операций. В основном, посвященных лазерной коррекции зрения. На удивление, музыка получилась вполне слушабельна. Теперь мы знаем, как может звучать медицина.
2. Matthew Herbert "Mahler Symphony X, recomposed by Matthew Herbert" (2010)
Известный музыкант, творящий под разными псевдонимами в разных жанрах - от техно до нео-свинга. Один из тех редких артистов, который доказывает, что в жанре электроники трудятся высоко-образованные и талантливые музыканты, способные выходить за рамки узкого стиля. Для одного своего проекта Мэтью вообще собрал полноценный джазовый бив-бэнд.
А тот альбом, о котором я пишу, вообще верх пост-модернизма и концептуализма. Дело в том, что здесь Херберт собрал тысячи крохотных музыкальных сэмплов и с их помощью заново "сыграл" или собрал (кому как больше нравится) знаменитую Десятую симфонию Малера. Как герой рассказа Х.-Л. Борхеса, переписавший слово в слово Дон Кихота. Только у Мэтью задача была очевидно гораздо сложнее и интереснее.
3. Señor Coconut "El Baile Aleman" (2000)
Еще один легендарный электронщик Уве Шмидт, у которого псевдонимов и скрывающихся за ними проектов в разы больше, чем у предыдущего фигуранта, - где-то в районе ста.
И в каждом отдельном случае Шмидт, сообразуясь с концепцией нового проекта творит в совершенно новом и непредсказуемом стиле.
В данной работе он действует в принципе так же, как и Мэтью Херберт - мелко крошит чужие музыкальные фрагменты. Только ставит себе еще более безумную задачу - собирает из них песни немецкой группы Kraftwerk так, как если бы они были исполнены разухабистым оркестриком в том или ином латино-американском стиле - от боссановы до ча-ча-ча.
4. Gavin Bryars "Jesus' Blood Never Failed Me Yet" (1993)
Композитор-минималист, несколько спрятавшийся в тени великих современников Филиппа Гласса и Маукла Наймана. Однако музыку сочиняет редкой красоты, а к каждому произведению подходит концептуально.
Данный альбом - это короткая песенка бомжа, всего четыре строчки, которую Гэвин записал случайно на улице. Только песенка эта закольцована и повторяется в течение семидесяти минут. То сама по себе, то с наложением инструментов - от квартета до оркестра - или голоса Тома Уэйтса. Впечатление производит фантастическое.
5. Mike Patton "Adult Themes For Voice" (1996)
Лидер известной широким рок-массам группы Faith No More Майк Паттон на самом деле больше любит сочинять совершенно другую музыку и вписываться в участие в самых безумных и эксцентричных проектах.
Нет толку их тут перечислять. Все равно, я скорее всего не угоняюсь за их количеством, учитывая бешеную энергию и продуктивность Паттона. А вот этот альбом один из древних. И в нем очень простая идея. Каждая песня - это записанные Паттоном эксерзисы-импровизации в номере того или иного отеля того или иного города, в котором он оказывался по своим гастрольным делам. А так как Майк относится к своему голосу, не щадя ни себя ни слушателей, то эксперименты получились прямо скажем лютые.
6. Pascal Comelade "Ready Made" (1980)
Французский эксцентричный композитор и мультиинструменталист. Играет на чем угодно, с одним нюансом - предпочитает игрушечные инструменты. На них он превращает известные песни в совершенно новые произведения большой эмоциональной силы. Ну, и свои песни он сочиняет тоже. В них также сквозь детское оболочку прорывается взрослая серьёзность.
7. Perre Bastien "Mekanoid" (2001)
Не такой знаменитый, как предыдущий музыкант. Но тоже француз, тоже эксцентрик и тоже, хоть и умеет играть на традиционных инструментах, предпочитает писать свою музыку для музыкальных роботов. Самих роботов он изготавливает собственноручно - из барабанов, металлического конструктора, принтеров, пылесосов и прочего. И потом эти созданные им роботы исполняют созданную им музыку. Идеально.
8. Hauschka "The Prepared Piano" (2005)
Немецкий композитор и пианист Фолькер Бертельман, который знаменит тем, что всячески измывается над инструментом в процессе исполнения и записи своих произведений. Заклеивает рояль скотчем, вбивает в него гвозди, запутывает нитками, кидает внутрь шарики для пинг-понга... А также использует всякие специальные звуковые примочки, которые позволяют ему, играя соло, превращаться в настоящий оркестр с очень экзотическим тембром. На слух все его эксперименты при этом воспринимаются как крайне выразительные и гармоничные.
9. The Residents "The Residents Commercial Album" (1980)
Давно известные меломанам музыкальные мистификаторы. Первые, кто придумал скрыввть свои лица под масками. И делают это до сих пор. По этой причине так никто и не знает наверняка, кто же стоит у руля коллектива. В музыке Residents тоже крайне эксцентричны. То скрещивают корневой рок-н-ролл с эстетикой германского рейха, то записывают симфонию про эскимосов. А в этом альбоме пытаются вскрыть секреты коммерческой музыки. Оставив от каждой песни только один куплет и один припев. Такая лаконичность позволяет собрать на одном диске множество песен. И превратить даже коммерческие потуги в радикальный концепт.
10. John Cage "4.33" (1952)
И бонусом к сегодняшнему списку - практически Черный квадрат от музыки - знаменитое сочинение великого авангардиста Джона Кейджа, полностью перевернувшее в 20 веке представление о том, что можно, а что нельзя делать в музыке и с музыкой. Ответ: можно все. А произведение Кейджа - 4 минуты и 33 секунды, во время которых исполнитель не делает НИЧЕГО
Хорошего вам прослушивания. И помните - плоха любая музыка, кроме скучной.