Найти в Дзене
Виталий Калгин

Сколько стоила группа "КИНО"?

Оглавление

Несметные богатства в народном сознании — непременный атрибут суперзвезды. Цой многим казался суперзвездой, и, по утверждениям Кинчева, в ответ на вопрос: «Что, все деньги заработать хочешь?» — Цой ответил: «Надо зарабатывать, пока можно зарабатывать». В статьях Троицкого не раз проскальзывала информация, что «КИНО» получало за концерты астрономические суммы.

Алексей Рыбин в своих комментариях утверждал:

Цой был достаточно жадным, как и любой, выросший в нищете и внезапно разбогатевший. Это обычное дело... Я тоже жадный, потому что приличные деньги начал зарабатывать только на пятом десятке.

Алексей Вишня. фото из личного архива
Алексей Вишня. фото из личного архива

По словам Алексея Вишни:

У Цоя была жадность... И он умел себя продавать. Денег просто до жути было много. Не влезали в карманы, некуда было девать, нечего было покупать. Они скупали доллары. Дорого-предорого. А мама Цоя с восхищением вспоминала, как однажды Витенька привез ей 10 тысяч рублей сотками, одну пачечку. Больно некрасиво об этом говорить, конечно... Но это так. «КИНО» стоило 50 тысяч за концерт, и Цой имел две доли. А играли по 60 концертов в месяц.

Всеволод Гаккель:

Ни в коем случае не могу соглашаться с подобной точкой зрения. Даже пытаться рассуждать на эту тему.

Так как же понять, каково же было реальное отношение Цоя к деньгам? Юрий Белишкин вспоминает, что «обмануть Виктора, провести его на „мякине“ было очень трудно. Он хорошо знал, сколько стоит его концерт и никогда не шел на коммерческие уступки. В то же время он не старался зашибить шальные деньги. Всегда интересовался: полон ли зал? Если бы узнал, что билеты идут неважно и половина зала пустует, снял бы концерты». Если «КИНО» предлагали десять концертов, Виктор соглашался только на пять, если просили четыре — «КИНО» давало два. Цой категорически отказывался от сборных концертов, даже когда предлагали те же деньги за пару песен. Пусть будет меньше, но за сольные концерты. Многие им предлагали: давайте, мол, по три концерта в день, можно под фонограмму, так все работают.

Юрий Белишкин. фото из личного архива
Юрий Белишкин. фото из личного архива

Подтверждает слова Юрия Белишкина и Андрей Самойлов:

Сидим в Питере у одного товарища. Денег ни у кого нет. Концертов нет, лето. Приезжают узбеки из Ташкента и предлагают: 15 концертов, стадионов, по 10 тысяч рублей за стадион, четырем любым группам. «Аквариум», «Алиса», «КИНО», «ДДТ». Условие — играют на стадионе, неважно, сколько народу. Объясняют: вот пришел бай со своими женами, с друзьями, сидят, плов едят. А вы играете. «Как это без зрителей играть?» — спрашиваем. «Вот денег дают 10 тысяч, чего думать», — объясняют. Все отказались. Цой сказал: «Я играть не буду». А 10 тысяч по тем временем большие деньги были...

Сергей Селюнин:

Год примерно 1990-й. Известный жулик и пидорас Алексей Кайбияйнен, который сделал нам концерт с Арлазоровым, а потом спиздил у меня 200 долларов, которые в то время нищему музыканту были ой как нужны (!), пытался устроить концерт Цоя в Казани. Позвонил ему и говорит:

- Виктор Робертович. Это из Казани. Не могли бы Вы выступить у нас в Цирке за определенную сумму долларов?

На что Цой ответил:

- Я вам что? Обезьяна?

В отношении денег, по словам близких Виктору людей, Цой был совершенно адекватен и никогда не переоценивал их значимости. Скупость, как и расточительность, — результат переоценки роли денег в жизни. Цой не был ни скупым, ни расточительным.

Алексей Рыбин. фото из личного архива
Алексей Рыбин. фото из личного архива

Алексей Рыбин:

Цой всегда хотел много зарабатывать. Еще с тех самых пор, когда сам себе шил штаны из дерьмовой материи. И ему удалось разбогатеть. И он этим откровенно наслаждался. Считать деньги он умел и умело ими распоряжался. Только устройство гастролей и вообще все эти контракты — тут считать мало уметь. Тут нужно знать специфику. Артисты, как правило, нигде в мире этим не занимаются. Для этого есть директора и агенты.

Один парень как-то рассказывал: «Я знаю одну тетку, она работала в кафе в Ялте — у нее Цой частенько кофе и вино попивал. И оставлял ей довольно щедрые чаевые. Она потом на них сыну то ли мопед, то ли мотоцикл купила».

В реальности на тот момент (во время съемок «Ассы» в Ялте) денег у группы «КИНО» не было вообще. Музыкантам оплачивали билеты и выдавали суточные, что и было отличным заработком, хотя суммы, которые на это выделялись, разумеется, были копеечные. Но для «киношников» и это тогда было круто. Ведь на эти деньги хотя бы один раз в день можно было нормально пообедать.

фото из архива группы "КИНО"
фото из архива группы "КИНО"

И уж, конечно, Цой нигде один не выпивал в баре. Группа «КИНО» всегда передвигалась компанией, а в Ялте Цой провел за весь съемочный период не больше трех недель и не бывал один вообще. Так что подобные истории — не более чем фантазии, но в таком мифотворчестве, как история про чаевые, есть свой смысл: Цой в народном представлении был щедрым, как и положено настоящему герою.

Ирина Легкодух:

Это было, по-моему, в тот год, когда «Асса» снималась. Витя жил в Ялте, в гостинице «Украина», пошел снег, съемки остановили. И он сидит в гостишке без денег. Совершенно. И чахнет. Мы ему в Симферополе устроили «творческую встречу». Чтоб деньги собрать. В музучилище (сейчас консерватория). Там сцена очень высокая и большая, для симфонических оркестров. Поэтому сделали так: для удобства и чтоб время сократить, я сидела в зале с микрофоном и читала записки, которые мне по рядам передавали, а Витя одиноко сидел на сцене, пел песни под гитару и отвечал на вопросы, которые я зачитывала. Называлось это «Встреча со зрителями», так как Цой за неделю просто никак не успевал подготовить полноценную программу и группы с ним не было. Потом мы поехали к нам, и есть фотка — как раз, мне кажется, у меня дома, после этого концерта, потому что Витя в концертной рубашке, и я с прической такой идиотской... Воспоминания от этого дня, конечно, светлые — мы же собрали за этот концерт почти 600 рублей, которые потом честно поделили...

Ирина Легкодух. фото из личного архива
Ирина Легкодух. фото из личного архива

Во многих изданиях и статьях о Викторе проходит информация об огромных суммах, оставшихся после его смерти. К примеру, в книге Александра Житинского «Цой forever» написано, что «после смерти Цоя на его сберкнижке было 50 тысяч рублей». Непонятно, откуда взялась такая информация. Коммерческих банков еще не существовало, а государству никто не доверял. Да и не было у Цоя денег, которые нужно было хранить в банке — слишком много было нерешенных бытовых проблем. Ведь при разговоре о деньгах надо понимать контекст. В СССР «богатыми» были отдельные творческие работники, хорошо получали доктора наук и академики, неплохо зарабатывали разного род спекулянты, торгаши и подпольные цеховики. Ну и высокопоставленная номенклатура жила, конечно, «не как все».

Известно, что Цой купил свою первую подержанную машину за полгода до смерти, а новый «Москвич», купленный вместо нее, и вовсе казался ему роскошью. Квартиры у него не было, перспектив ее купить тоже. Жил он с родственниками Наталии Разлоговой в спальном районе Беляево. А такие деятели культуры, как Соловьев или Говорухин, жили совсем по другому «классу» — у них были и квартиры в центре, и дачи, и машины, и предметы искусства. Если говорить о шоу-бизнесе, то рокер Градский или композитор Матецкий давно уже рассекали на иномарках, и даже по сравнению с каким-нибудь Макаревичем Цой был нищим.

фейковое фото "машины Цоя"
фейковое фото "машины Цоя"

Слухи о несметных заработках возникли, по всей видимости, оттого, что окружение «киношников» было очень бедным. И деньги «КИНО», на фоне доходов тех, с кем они поднимались, казались огромными. Недаром ведь интеллигентного Липницкого считали мафиозо. Просто потому, что он рос в центре, был окружен предметами искусства, дружил с сытой советской богемой. У Цоя же не было ни обеспеченной родни, ни доходов, которые позволили бы ему устроить свой быт. Для украшения сценических костюмов он часто покупал дешевую бижутерию. Некоторые украшения Виктор брал у мамы Наталии Разлоговой. В частности, сережки, брошки и колечки, которые он прикреплял к своей куртке.

брошь "Динозаврик"
брошь "Динозаврик"

В 1990 году у группы «КИНО» был длительный гастрольный тур по городам Сибири. Со слов Айзеншписа известно, что «Цой получал 40 % от прибыли с концертов + прибыль от продажи полиграфической и сувенирной продукции на концертах». Остальная прибыль поровну делилась между остальными музыкантами, Айзеншписом и Олегом Толмачевым и звукорежиссером Геннадием Епейкиным. Ребята из технической группы получали деньги из сумм, вырученных с продажи плакатов и другой сувенирной продукции.

Юрий Айзеншпис:

Единственной областью, где мы с Виктором являлись равноправными партнерами, была продажа полиграфической и другой сувенирной продукции – инвестировали пополам и прибыль делили пополам. На 7-8 тысяч приходящих на концерт людей продавалось до 3-х тысяч плакатов и маек.

По словам же Алексея Вишни, «„КИНО“ стоило 50 тысяч за концерт, и Цой имел две доли. А играли по 60 концертов в месяц». Но все это говорит лишь о том, что в перспективе, доживи Виктор до эпохи новой России, возможно, он и достиг бы того материального уровня, который ему приписывают.

Юрий Каспарян. фото из личного архива
Юрий Каспарян. фото из личного архива

Юрий Каспарян:

Ну, постепенно у нас стало достаточно денег. Конечно квартиры, машины, бриллианты мы не приобрели. Вишня утверждает, что Цой был жадным и расчетливым? Начнем с того, что Вишня сам жадный и расчетливый. Жадным Цой не был, это точно. Мог угостить всю компанию. Тогда не было такого просто... Дело в том, что жизнь была другая. Бывали времена, когда все реально были на подсосе. Я помню, мы с Цоем в Крыму жили на базе пионерлагеря Артек, в Гурзуфе, с Лицедеями. Спали в общей пионерской спальне. И нас кормили там три раза в день жуткой манной кашей…Потом у нас появились деньги, потом эти деньги обесценились. Такие качели, в общем. Могу сказать, что тому же Цою на машину хватило денег, а на квартиру уже нет.

Георгий Гурьянов:

Группа «КИНО» была жадной и расчетливой? Расчетливые — это синоним слов: образованные, понимающие, умеющие считать, говорить, думать и так далее. Если в таком ключе, то конечно. А денег ни у кого не было. Тогда был коммунизм. Какие деньги?

Георгий Гурьянов. фото из личного архива
Георгий Гурьянов. фото из личного архива

Олег Толмачев:

В среднем «КИНО» получало по десятке за концерт. «Технология» не зарабатывала столько за всю жизнь, сколько Цой за один концерт. Самая маленькая сумма была в Новосибирске 8,5 тысяч. Должны были по 10, но.. Это был самый маленький. Все остальные были 10-12. А в Перми Юрик рекорд сделал – 16, 5 тысяч за концерт. Сегодня 10 тысяч тогдашних - это 50 тысяч долларов. Вот столько стоило «КИНО». Это если сегодняшние гонорары сравнивать...У нас было все честно. Цой 40 % получал, по десятке мы с Юриком, остальное музыканты и звукач. У нас вся эта кухня была очень интересна. Ни у кого такого нет.

Юрий Айзеншпис:

Какого-то финансового договора у нас не существовало, как не существовало и конкретных и постоянных правил игры. В каждом случае дележ прибыли оговаривался отдельно, при этом иногда практиковались варианты гарантированного гонорара для артистов, независимо от сборов...

Юрий Айзеншпис и Олег Толмачев. фото из архива О. Толмачева
Юрий Айзеншпис и Олег Толмачев. фото из архива О. Толмачева

Сохранился один из черновиков Виктора, на обороте которого виден подсчет прибыли группы за серию концертов 1990 года, в частности, указаны концерты в Риге и Архангельске. Так вот за 6 концертов в Архангельске группа "КИНО" получила 63 тысячи рублей. То есть по десять с половиной тысячи за концерт. (Вот ну ни капли не 50 как утверждает Алексей Вишня!!!)

Так же сохранился блокнот Олега Толмачева, с графиком концертов по стране и финансовыми подчетами, и из него следует, что запредельных гонораров группа не получала. Да и играли «киношники» по 60–70 концертов отнюдь не в месяц, как считает Вишня, а в год. И год такой в их жизни был ровно один. Достаточно взглянуть на гастрольный график группы.

Олег Толмачев:

Кстати, Цой тоже иногда не мог собрать полный зал. Гонорары, соответственно, меньше были. Не потому что не шли на «КИНО», а потому, что перед ними проехали пять артистов и люди все деньги потратили на них...

Юрий Айзеншпис:

Я рисковал. Иногда получалась сверхприбыль, а иногда, при больших затратах и средней посещаемости мероприятия – почти в нулях оставался. Хотя таких примеров из почти сотни концертов – единицы. Обычно все проходило весьма успешно.

Что касается Виктора, то нужно помнить, что он, по некоторым свидетельствам, собирался откладывать деньги на покупку квартиры, однако же в апреле 1990 года 38 тысяч рублей истратил на покупку нового автомобиля, помог в покупке машины родителям (согласно воспоминаниям Роберта Максимовича Виктор дал родителям 10 тысяч рублей), съездил в Токио, после чего в конце июня съездил в Париж, на что тоже были потрачены определенные средства. А впереди была еще поездка в Латвию.. Из всего этого следует, что фантастические суммы на сберкнижках — не более чем вымысел и никакого особенного сверхдохода у Цоя и группы "КИНО" не было. Все это не более чем вымыслы досужих журналистов и завистников...

фото из архива Д. Стингрей
фото из архива Д. Стингрей

ЧИТАТЬ ЕЩЕ!!!

Кто придумал Цою стиль его фирменного автографа?

"Все происходящее ныне не более чем просто капризы природы. Никто и ничто не помешает выходу новых проектов"

Цой и Кинчев. Была ли дружба между лидерами "КИНО и "Алисы"?