На восьмом году стагнации, со снижением уровня благосостояния населения, Россию постигло две беды – к-пандемия, охватившая весь мир, и мировой экономический кризис, спровоцировавший резкое, более чем вдвое снижение мировых цен на углеводородное сырье и топливо.
Для российской экономики эти события особенно болезненны. Наша страна в последние шесть лет (2014-2019 гг.) находилась либо в экономическом кризисе (2014-2016 гг.), либо имела слабый экономический рост (около 1,5% в год) в 2017-2019 гг. В 2019 г., по сравнению с 2013 г., уровень доходов населения (в сопоставимых ценах) снизился на 9,6%.
Это тем более прискорбно, что среднедушевой ВВП, пересчитанный в доллары по паритету покупательской способности ($ППС), у нас очень низок в европейском масштабе. Он заметно ниже даже, чем в странах Восточной и Центральной Европы (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Словения4). Он ниже даже, чем в республиках Прибалтики (Литва, Эстония, Латвия). У нас в два раза ниже уровень социальных затрат государства, определяемый долей ВВП на развитие человека (образование, здравоохранение, наука и культура). Из-за этого общий коэффициент смертности (число смертей на 1000 человек) у нас 12,4, что больше, чем в новых (10,7), старых (9,3) странах Европы и чем в 1980-1990 г. в РСФСР(10,9).
Несмотря на декларации и призывы, экономика России так и не сошла с «нефтяной иглы», в ней не построен внутренний механизм выхода из кризиса и послекризисного подъема. Все предыдущие выходы из кризиса связаны с восстановлением мировых цен на нефть. Последнее достаточно ярко проявилось в 2010-2013 гг., когда выход был обусловлен почти двукратным ростом мировой цены нефти. В результате наша страна восстановилась и превысила лучшие докризисные показатели по экономике и по социальной сфере.
Сегодняшний кризис характеризуется тремя показателями: ростом инфляции, падением ВВП из-за нерабочих дней и падением ВВП из-за падения цен на углеводородное топливо и сырьё (нефть, нефтепродукты, природный газ и сырье), а также другие сырьевые продукты российского экспорта. Ниже рассмотрены их параметры.
1. Рост инфляции
Рассмотрим сценарий, при котором в 2020 г. среднегодовой курс доллара будет равняться $ЦБ = 73,0 руб, т.е. вырастет с $ЦБ = 64 руб в 2019 г. на D $ЦБ = 9 руб, т.е. на 14%. А отношение импорта к ВВП сохранится на многолетнем уровне 15%, и внутренние инфляционные факторы будут сдержаны. В результате инфляция в 2020 году увеличится на 0,15 ´ 14% = 2% к уровню 2019 года (И = 3,5%), или составит И = 5,5%.
В действительности рост инфляции может быть выше за счет роста внутренних цен из-за падения ВВП. Правительство должно сдерживать эти процессы, чтобы превышение не было существенно выше.
2. Падение ВВП из-за установления режима 25 нерабочих дней.
Режим 25 нерабочих дней, составляющих 10,3% от рабочих дней в году, приводит к падению ВВП, которое можно представить состоящим из двух слагаемых. Первое - снижение производства товаров и услуг компаниями с существенным электропотреблением, и оно равно минимум 1,9% ВВП, или 2 трлн. руб. (в ценах 2019 г.). Второе - малыми и средними предприятиями (МСП), занятыми в сфере услуг с малым электропотреблением, и оно равно 1,6%, или 1,7 трлн. руб. в ценах 2019 г.
3. Падение ВВП из-за падения мировых цен на нефть и газ
Сокращение ВВП в РФ из-за нынешнего падения мировых цен на нефть можно рассчитать по последствиям из-за аналогичного падении этих цен во время мирового кризиса в 2009 г. Согласно оптимистическому сценарию ($42 за баррель и сокращение экспорта углеводородов на 10%, см. Приложение 1, п. 1.3) это падение будет равняться 7.0%.
4. Полное падение ВВП с учетом падения стоимости реализованных товаров
По трем вышеперечисленным причинам падение ВВП в 2020 году составит 1,9 + 1.6 + 7,0 = 10,5% или 11,4 трлн. руб. (в ценах 2019 г.). Из-за этого упадут денежные доходы населения и покупательский спрос, что вызовет уменьшение стоимости реализованных товаров и услуг, произведенными всеми предприятиями, включая МСБ.
В России в 2018г. доля денежных доходов населения равнялась 55% ВВП. Предполагая, что эта доля сохранится и в 2020 г. получим, что при падении ВВП на 10,5%, денежные доходы населения и покупательский спрос снизятся на 0,55 ´ 10,5 = 5,8%.
При этом доля ВВП, приходящаяся на стоимости товаров и услуг, произведенных предприятиями, напрямую зависимых от доходов населения, равнялась 40%. Предполагая, что и эта доля сохранится в 2020 г., получим, что из-за снижения потребительского спроса ВВП уменьшится на 0,40 ´ 5,8% = 2,3%.
Итого в России в 2020 г. ВВП, по оптимистическому сценарию, снизится на 10,5% + 2,3% = 12,8%, или на 14 трлн. руб. в ценах 2019 года. Это заметно выше падения ВВП (7,8%) в 2009 г. и близко к падению ВВП в странах Европы и Северной Америки по оценкам зарубежных специалистов.
При падении ВВП на 12,8%, доходы всего населения страны, в среднем, должны снизится на 0,55 ´ 12,8% = 7,0%.
А по относительно 2013 г. общие доходы населения в 2020 г. будут ниже на 9,6 + 7,0 = 16,6%. Необходимая компенсация этого ущерба со стороны государства дана ниже.
Приведенные расчеты экономического ущерба дают скорее минимальный ущерб. Скорее всего, падение ВВП будет еще большим. Во-первых, потому что воздействие пандемии на экономику не ограничится пятью неделями. Во-вторых, цена нефти в 2020 г. будет существенно меньше $42 за баррель, что дополнительно снизит валютные поступления. Эти два фактора могут привести к тому, что снижение ВВП превысит 20%.
4. Меры, необходимые для смягчения воздействия кризиса
Президент РФ 25 марта и 2 апреля 2020 г. объявил во всей стране до 30 апреля «нерабочие дни» или период самоизоляции по месту жительства, «при сохранении рабочих мест и доходов граждан» [выделено, авторами]. Однако нет никаких шансов, что после 5 нерабочих недель зарплаты работников малых и средних предприятий (МСП) значительно не упадут.
Большинство этих предприятий, обслуживающих население, находятся в сложном финансовом положении, у них отсутствуют финансовые резервы. Напрямую затронутыми или потенциально невостребованными оказываются около 10 млн работников МСБ, занятых в сфере услуг.
Президент РФ, Председатель Правительства и мэр Москвы объявили меры поддержки — полугодовая отсрочка по всем налогам (за исключением НДС), сокращение страховых взносов в 2 раза, с 30 до 15% и, наконец, поддержка в виде минимальной оплаты труда потерявших доходы работников. Пока выделено 300 млрд руб, из которой оплата минимальной зарплаты составляет 120 млрд руб в месяц. Планируется выделить еще 1 трлн руб, что все вместе составляет всего 1,2% ВВП. ЭТОГО ЯВНО НЕДОСТАТОЧНО, чтобы предотвратить беду!
Бизнес должен будет оплатить оплату аренды, услуги ЖКХ и заплатить налоги, хотя и после отсрочки. При такой объявленной поддержке сохранение оплаты труда и рабочих мест на этих предприятиях невозможно. Тем более, что восстановление экономической активности в стране и мире будет происходить долго (минимум, один год) из-за резкого снижения доходов населения. В мае многие из этих предприятий уже не смогут приступить к работе из-за отсутствия оборотных средств, а это чревато массовыми увольнениями.
Во всех индустриальных странах государства выделяют 10% ВВП и более для преодоления пандемии и спасения производительных сил. Исходя из того, что потери России составят более 10% ВВП, чтобы избежать триллионных убытков населения, сумму на компенсацию этих потерь нужно будет многократно увеличить, приблизив ее к 10 трлн руб, что равно 130 млрд долларов. Германия (83 млн. чел.), Великобритания (66 млн. чел.), Франция (66 млн. чел.) выделяют от 500 до 1000 млрд. долларов, а США (331 млн чел) выделят 2000 млрд долларов.
В условиях роста заболеваемости, падения реальных доходов, роста безработицы решающим для сохранения устойчивости страны станет доверие народа к власти, способность к сплочению вокруг своего государства и его руководителей. Президент и премьер-министр обращаются к народу с призывами мобилизоваться, сохранять дисциплину, перетерпеть лишения. Но они же должны показать, что депутаты, министры и другие высокооплачиваемые чиновники с доходами более 300 тыс. руб в месяц, а также богатейшие менеджеры и собственники тоже готовы перетерпеть и перейти хотя бы временно на сокращение своих высоких доходов в пользу Фонда национального благосостояния (ФНБ). А богатейшие граждане России могли бы перевести в ФНБ часть своих доходов для преодоления кризиса и помощи тем, кому особенно тяжело. Это можно сделать, если они добровольно примут для себя прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц, как во всех странах Европы и Северной Америки. Было бы желательно, чтобы они заплатили около 40% доходов за три-четыре месяца предыдущего очень успешного для них 2019 г. Благодаря этим взносам ФНБ может получить около 2 трлн рублей.
Пандемии будут повторяться. Общество и власть должны осознать, что медицинские работники обеспечивают основу безопасности страны, как и военнослужащие. А для этого финансирование здравоохранения и его часть, обеспечиваемая регулярно государственным бюджетом, должны составлять соответственно не 5,3% и 3,2% ВВП, а в ближайшие два года достичь соответственно 7% и 5%, а затем и не менее 9% и 7% ВВП, как в странах ЕС и ОЭСР.
5. Заключение
Глобальная коронавирусная пандемия оказывает всё возрастающее негативное воздействие на наше социально-экономическое развитие. В 2020г. по сравнению с 2013 г. доходы основной части населения упадут на 16,5% и более. Десятки миллионов наших граждан живет в бедности и крайней бедности, а станут еще беднее в условиях мировой войны с пандемией. И это на фоне избыточной роскоши нескольких сот тысяч семей. Дальнейшее падение уровня жизни населения – угроза стабильности нашей страны. К сожалению, власть часто не видит эту угрозу. В России так было в 1917 г. Так было в 1991 году.
Хочется верить, что ситуация начнет улучшаться с середины мая или начала июня, и карантинные меры, которые сокращают экономику, увеличивают безработицу и снижают доходы населения, будут постепенно сворачиваться. Многие эксперты при этом предупреждают о возможности с осени начала второй волны пандемии, для предотвращения которой приходится сохранить отдельные ограничительные меры. И к ней надо быть готовым.
Подведем итоги. Вместо очередного провозглашения национальными программами улучшения благосостояния народа надвигается угроза безработицы и продолжения падения уровня жизни. Это падение смерти подобно, и его нужно остановить, используя минимум 10 трлн. руб. ФНБ.
После преодоления пандемии необходимо начать проводить новую социально-экономическую политику для перехода к росту экономики и
социальной сферы, переработав провозглашенные Президентом РФ национальные программы и произведя смену кадров в финансово-экономическом блоке Правительства. Нам нужна более независимая от
мировых кризисов отечественная экономика с развитыми производительными силами. И об этом пойдет речь в Рекомендациях, разработанных группой ученых Российской академии наук.
Авторы: Эксперты МЭФ: Роберт Нигматуллин - научный руководитель Института океанологии им. Ширшова, академик РАН и Булат Нигматуллин - директор Института проблем энергетики.