Данная игра появилась в 16 веке на юге Англии. История распространения этой игры напрямую связана с английскими колониями. Именно в этих государствах хорошо развит крикет (Бангладеш, Индия, ЮАР, Новая Зеландия,Австралия, Вест Индия, Афганистан, Шри-Ланка, Пакистан)
Существует три вида матчей
Тестовые матчи: игра идёт максимум 5 дней,по 90 оверов (в одном овере 6 подач). Вслучае если команды не уложились в 5 дней матч считается сыгранным вничью. Игроки носят белую форму
Однодневный матч в 50 оверов (ODI)
Формат таких матчей характерен как для национальных сборных,так и для клубных команд (в отличие от тестового матча,где играют только национальные сборные)
В формате 50 оверов проводятся чемпионаты мира и национальные чемпионаты.
Матчи в формате T20: матч проводится в 20 оверов. В данном формате играют как национальные сборные, так и клубные команды
Правила игры
- В каждой команде по 11 игроков на поле
- Замена игрока возможна только если игрок травмирован и не может продолжать игру.
- На поле присутствуют двое судей. Возможно и присутствие третьего судьи. Правила не требуют наличия третьего судьи, однако в крикете высокого уровня он (находясь вне поля и помогая полевым судьям) может работать на конкретном матче или турнире при особых игровых обстоятельствах.
- Побеждает команда,которая наберёт больше ранов,чем команда соперника. В случае ничьи команды играют супер овер (если это установлено регламентом). Команды делают по 6 подач до 2 аутов (возможно досрочное прекращение овера) В случае если супер овер сыгран вничью победителя определяют по количеству boundary или же матч переходит в bowl out (побеждает команда,которая выбьет больше калиток за определенное количество подач (в основном 3 или 5 подач,аналог серии буллитов в хоккее)
Вывод бэтсмена из игры
- Пойманный мяч (caught) - ситуация, когда полевой игрок ловит не коснувшийся земли мяч после его отражения бэтсменом. Поймавший мяч игрок должен при этом находиться в поле, то есть ни одна из частей его тела не должна касаться земли за пределами поля. До поимки мяч не должен касаться каких-либо объектов за пределами поля.
- Боулд (bowled) - ситуация возникает, когда в результате подачи мяч разрушает калитку. До разрушения калитки мяч не должен касаться кого-либо из судей или игроков за исключением бэтсмена. Мяч может коснуться биты, перчатки или любой части тела бэтсмена.
- Ран-аут (run out) - ситуация возникает, если бэтсмен находится вне зоны, и его калитка разрушается соперником, бэтсмен выводится из игры. Данное правило действует даже в ситуации ноу-бола.
- Нога перед калиткой (leg before wicket) - ситуация возникает, если в результате подачи мяч, который попадал бы в калитку при отсутствии бэтсмена, попадает в него без предварительного касания битой, бэтсмен может быть выведен из игры. Принятие решения о выведении бэтсмена из игры требует выполнения некоторых дополнительных условий.
- Стампд (stumped) - бэтсмен выводится из игры, если его калитка разрушается уикет-кипером, в то время как сам бэтсмен находится вне зоны и не пытается выполнить ран. Данное правило не действует в ситуации ноу-бола.
- Разрушение калитки (hit wicket) - в случае разрушения калитки мячом, самим бэтсменом или кистью руки, в которой полевой игрок держал мяч, бэтсмен выводится из игры. Калитка считается разрушенной, когда падает по крайней мере один бейл.
Полевые игроки
Уикет-кипер (wicket-keeper ) — особый игрок полевой команды, который находится позади калитки бэтсмена. Он является единственным спортсменом своей команды, которому позволяется использовать перчатки и щитки для ног.
Полевой игрок - полевым игроком считается любой игрок команды, совершающей подачу. Задачи полевых игроков определяются намерением помешать сопернику в наборе ранов и вывести из игры десять бэтсменов оппонента. Полевой игрок может принимать мяч любой частью тела. Однако если полевой намеренно касается мяча в момент розыгрыша, мяч становится мёртвым, и соперник получает 5 ранов. Если мяч попадает в один из защитных шлемов полевой команды, находящихся на земле, мяч становится мёртвым, и соперник получает 5 ранов. В некоторых ситуациях наказания могут быть отменены.
Набор очков
Команда зарабатывает один ран, если её бэтсмен успешно пробегает из одного конца питча в другой. Следовательно, успех обоих бэтсменов приносит команде два рана. Пробег считается выполненным, если бэтсмен (оба бэтсмена) пробежал от своего поппингового криза до поппингового криза своего напарника и коснулся земли за ним битой или частью тела. Стартовая позиция отбивающего бэтсмена находится в одном конце питча, а стартовая позиция его напарника — в другом. Бэтсмены могут отказаться от пробега из-за риска разрушения калитки. Неудачная попытка пробега называется коротким пробегом , умышленные короткие пробеги могут караться в соответствии с правилами. Дополнительные раны присуждаются в случае нарушения некоторых правил соперником , выхода мяча за границу поля или потери мяча .
Границы поля (boundary) определяются судьями и капитанами перед игрой. Желательно, чтобы граница поля была обозначена по всей своей длине. Если отбитый мяч касается или пересекает границу, команда бэтсмена получает 4 рана. Если мяч достиг границы без касаний поля, команда получает 6 ранов.
Дополнительные очки
Ноу-бол (no ball) - cостояние ноу-бол объявляется, если боулер совершает подачу из запрещённого места, если он выпрямляет локоть в момент подачи, если подача представляется опасной, если после подачи мяч касается питча два раза и более, если после подачи мяч катится по питчу или если полевые игроки находятся в запрещённых местах. Ноу-бол добавляет отбивающей команде один ран, при этом все остальные набранные ей раны сохраняются. В большинстве случаев бэтсмен не может быть выведен из игры, если мяч находился в состоянии ноу-бола.
Уайд-бол (wide ball) - если судья считает, что бэтсмен не имел возможности набрать раны ввиду неточной подачи боулера, объявляется состояние уайд-бол. Уайд-бол объявляется в тех ситуациях, когда после подачи мяч проходит над головой бэтсмена. После объявления уайд-бола команда получает один ран, при этом все остальные раны сохраняются.
Бай и лег-бай (leg bye) - если мяч, не находящийся в ситуации ноу-бола или уайд-бола, пролетает мимо отбивающего бэтсмена, то набранные в результате розыгрыша раны будут называться баями. Если мяч касается бэтсмена, но не его биты, раны будут называться лег-баями. Лег-бай не засчитывается, если бэтсмен не пытался совершить удар или увернуться от снаряда. В командной статистике баи учитываются как обычные раны, в то время как в личной статистике бэтсмена эти очки не учитываются.