Найти тему
Ефим Андурский

Как слово наше отзовётся?

Будущее в тумане
Будущее в тумане

К XXII съезду КПСС был выпущен плакат, изображающий Ленина: он вытянутой вперед рукой указывает нам «верную дорогу». Идею плаката художнику, надо полагать, навеяло ленинское выступление 23 декабря 1921 г., когда он заявил: «Дорога наша – верная». И куда же мы пришли?!

О правильной дороге и о поправках действующей Конституции Российской Федерации говорится в буклете Центризбиркома, по мнению которого, Конституция подобно карте показывает, куда движется Россия. Однако в тексте Конституции найти каких-либо указаний на этот счёт не удалось, а изучение текста действующей Конституция показало, что она представляет своего рода сборник деклараций.

Таково, например, утверждение о равнозначности наименований «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1). Но так ли это на самом?

Россия – это страна с бескрайней территорией, на которой проживает «многонациональный народ». И несмотря на то, что этот народ не имеет признаков, свойственных субъектам, именно его Конституция признаёт «единственным источником» государственной власти (ст. 3)…

Главное российское учреждение – это Российская Федерация. Оно в российском общественном организме играющая роль станового хребта, в норме поддерживающего устойчивость названного организма. Но, как заметил Плеханов, всякое явление под воздействием сил, обусловивших его возникновение, превращается в собственную противоположность. Избежала ли этой участи Российская Федерация, играющая роль корпоративного управляющего делами России?

Первое в мире пролетарское государство – ленинская Советская Россия дало начало сталинскому СССР, устоявшему перед гитлеровской Германией. А горбачёвский «союз нерушимый» развалился из-за так называемой перестройки. Она некогда единую советскую общность трансформировала в капиталистическое общество, раздираемое внутренними противоречиями. Погоду в этом обществе делает «сплав» олигархов, легированный чиновниками. Этот сплав де-факто и является заказчиком «не существующей» государственной идеологии, которая и формирует моральный облик российского гражданина...

У Российской Федерации достаточно ресурсов для понуждения своих граждан к соблюдению конституционных норм, но смогут ли отечественные идеологи убедить нас в истинность конституционных догматов?

Нам, как заметил Тютчев, не дано предугадать, как слово наше отзовется. Однако Высшую волю исполняет и те, кому не суждено её понять.