Найти тему

Кто ты, Зулейха?

Как и многие в эти дни, смотрю сериал по роману Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Не скрою: этой премьеры я ждала. Больше года назад прочитала роман и сразу отметила его кинематографичность. Прекрасный рассказчик, Яхина сплетает интересную вязь судеб, но при этом парадоксальным образом почти не раскрывает внутренний мир героев. Думалось: возможно, это особенность даст разгуляться прекрасным актерам, занятым в экранизации…

И вот позади – две серии. Надо отдать должное операторам Шандору Беркеши и Алексею Федорову – съемки получились очень красивыми. Завораживает и музыка Дмитрия Данькова. Что же касается всего остального, то тут пока – больше недоумения.

Больше всего вопросов к сценаристам, в числе которых была и сама Яхина. Непонятно, почему из сюжета исчезло множество эпизодов и деталей, без которых то, что осталось, иногда просто непонятно. Самый яркий пример – завораживающий танец четырех девочек, которые вытаптывают на снежной целине сказочную птицу. То, что это умершие дочки Зулейхи, тот, кто не читал книгу, поймет лишь к концу первой серии. Еще позже, во второй серии, Зулейха в тюрьме рассказывает соседским детям сказку о волшебной птице. (Свяжет ли эти эпизоды зритель – Бог весть.)

Между тем, в самом начале романа есть эпизод, очень ярко рисующий горе матери, потерявшей детей: «покорная» Зулейха крадет с чердака куски яблочной пастилы, чтобы задобрить духа околицы басу капка иясе. Вечером, выйдя за деревню, «она разлепляет слипшиеся листы и по одному бросает перед собой. Ветер подхватывает их и уносит куда-то в поле – покрутит-повертит, да и принесет к норе басу капка иясе. Ни один лист не вернулся обратно к Зулейхе – дух околицы принял угощение. Значит – исполнит просьбу: потолкует по-свойски с духом кладбища, уговорит его. Будут дочки лежать в тепле, в спокойствии до самой весны»...

Достаточно подробно рассказано в романе и об отношении Зулейхи к мужу. Но из всего богатства деталей в фильме, по сути, осталась одна – рабская покорность… Не повезло с предысторией и командиру Игнатову (Евгений Морозов), и гинекологу Вольфу Лейбе (Сергей Маковецкий). Зато непонятно зачем появился «любовный треугольник» Игнатова, горячей красноармейки Настасьи (Юлия Пересильд) – и Зулейхи (Чулпан Хаматова). В отличие от романа, влюбленная Настя увязалась за Игнатовым в Сибирь…

В целом первые две серии вышли скорее красиво-эпичными, нежели динамичными. Зулейха в основном смотрит на мир глазами загнанной лани, а вокруг нее мелькают жестко-шаблонные картины "года великого перелома". В первой серии одного этого взгляда хватало, чтобы удержать мое внимание, однако во второй уже захотелось чего-то большего. Пока его нет…