Найти тему
Ключевые Страницы

Системы управления знаниями (СУЗ). Что сегодня на повестке дня?

Оглавление

Сформулировать актуальный для бизнес-организаций подход к управлению знаниями. Часть I

1. А есть ли управление знаниями?

Управление знаниями не такая популярная тема в менеджменте как, например, стратегия, но в ней существует достаточно много подходов и определений, чтобы при отсутствии упоминания о них иметь риск быть обвиненными, что мы говорим вовсе и не об управлении знаниями.

Поэтому мы поступим следующим образом. Сформулируем задачу, которую ставим перед собой, работая над этим материалом. Далее, двигаясь к ее решению, мы будем, по ходу, делать некоторые рамочные замечания, касающиеся накопленного в управлении знаниями опыта, чтобы не потерять важных репперных точек и, как говорится, «не попутать берега».

Итак, наша задача – сформулировать актуальный для бизнес-организаций подход к управлению знаниями. Подход, позволяющий существенным качественным образом влиять на рост и развитие организации. Делать бизнес-организацию конкурентоспособной в долгосрочной перспективе. Мы хотим сформулировать некую управленческую амбицию в этой области. Она будет понятна, если мы оглянемся на информационные технологии, в достаточно короткой исторической перспективе. Вот возникла «Кибернетика» Н. Винера, и через несколько десятков лет комплексные информационные системы и платформы являются ядром управления современными бизнес-организациями. Мы полагаем, что создание, и что важнее, комплексное внедрение знаниевых и компетентностных технологий обладает сопоставимым преобразующим потенциалом для современных организаций.

Сразу оговоримся, что в рамках существующих практик управления знаниями мы не видим комплексного и тиражируемого решения, которое удовлетворяло бы нас с точки зрения идеального конечного результата и сформулированной управленческой амбиции.

Поэтому приведенное ниже определение – это пока всего лишь «коридор возможностей».

Управление знаниями – одна из самых популярных концепций современного организационного менеджмента, которая тесно связана с такими понятиями, как «знаниевый работник», «экономика, основанная на знаниях», «обучающаяся организация». Развитие этой концепции началось с 1980-х годов XX века, и бурно продолжается по сей день. (http://www.smart-edu.com)

Двигаясь к решению поставленной задачи, мы хотим наметить прагматический подход, поэтому не ставим цели продискутировать все интересные и заслуживающие внимания концепции и инструменты, появившиеся в области управления знаниями за 35 лет (и ранее). Мы будем брать и обсуждать лишь то, что в первую очередь продвигает нас к решению задачи.

Рис.1
Рис.1

2. Система уравнений

Прежде, чем наметить некий конструктивный алгоритм управления знаниями, несколько важных вводных. Каждый пункт – это своего рода – кусочек пазла. Важно сложить их в правильном сочетании.

1. Сразу оговоримся, что без соединения с государственным механизмом управления образованием и созданием новых знаний, который часто называют "Triple Helix" или "тройная спираль" (www.courier-edu.ru) поставленная нами задача не решается. Но как конкретной бизнес-организации встраиваться в тройную спираль: «университет - правительство – бизнес» - это тема отдельного разговора. Более того, похоже пришло время вплетать в эту тройную спираль четвертую составляющую – интернет, которая качественным образом меняет информационно-знаниевую среду и выступает подчас самостоятельным контрагентом, не принадлежащим ни одной из сторон «тройной спирали».

2. Еще одна важная внешне заданная для любой бизнес-организации тенденция о бурном и неисчерпаемом источнике новых знаний и опыта. Это бенчмаркинг. Изучение, копирование, адаптация лучших практик конкурентов в отрасли, в других отраслях по данным консалтинговой компании Bain последние десять лет в тройке лидеров самых эффективных способов управления и развития организаций (помимо стратегии и CRM)

3. Применение термина «управление» по отношению к знаниям требует задать объект управления и его границы. Мы говорим об управлении знаниями, прежде всего в рамках отдельной организации (не на уровне предметной отрасли знаний, научного направления, государства).

Более того, концентрируемся на бизнес-организации, которая нацелена на достижения коммерческого эффекта своей деятельности.В качестве объекта управления мы рассматриваем ступени модели Р. Акоффа: "данные – информация – знание - мудрость" (рис.2)

Рис.2 Модель Р. Акоффа
Рис.2 Модель Р. Акоффа

  • Данные - это определенный поток сигналов, возможно несущий в рамках конкретной ситуации или системы важное значении и требующий дешифровки. Данные не несущие пользы – это информационный шум.
  • Информация - это расшифрованные данные. На основе информации можно принять то или иное управленческое решение в рамках заданной системы или ситуации. Информационные технологии совершенствовались в направлении скорости обработки данных и объемах хранения быстро извлекаемой информации.
  • Знания - это определенным образом собранная и организованная в процессе деятельности информация. Знание – это «слепок» действий, «код» деятельности, нацеленный на определенный результат. Знания можно использовать многократно в рамках заданных типовых ситуаций и более менее стабильных систем. Знания можно «получить» из информационной «руды», непосредственно из процесса деятельности или «взять», «закупить» в неком готовом к употреблению виде. Знания можно получить из знаний, путем, так сказать «переплавки». Важно заметить, что знаний, как это принято полагать не становится несоизмеримо больше в ходе прогресса цивилизации, и уж тем более в ходе развития конкретной организации. По той простой причине, что знания – это «закапсулированная» деятельность. Нет деятельности, и знания, которые пылятся где-то на полках, по сути, перестают быть доступны и извлекаемы. Где-то есть знания по выделки шкур, но можем ли мы считать эти знания – знаниями в контексте поставленной нами задачи – рост и развитие конкретной бизнес-организации, не имеющей отношения к выделки шкур?

Понятна важность управления всей «цепочкой» DIKW. Понятно, что есть, входящий в организацию поток (пирамиду лучше положить на бок). Есть «жизнь» этого потока и некая генерация (производство) всей цепочки внутри организации (!! Это производство во многом стихийно и неупорядоченно, спонтанно и близко к загадке творчества). Понятно, что поток может проходить через конкретного субъекта (сотрудника, ключевого специалиста), а может быть совместным событием для группы сотрудников или в идеале для всей организации.
Понятно, что современные IT, автоматизирующие целые блоки рутинной деятельности, создающие высокоуровневую аналитику, формирующие регулярную отчетность – уже сейчас являются отдельными «производственными цехами» новых знаний. Но мы не можем их признать системами управления знаниями, решающими нашу поставленную задачу.

Почему? Станет понятно дальше.

Продолжение смотрите на нашем канале Дзена

--------------------------------------------------------

Читайте "Ключевые страницы" о бизнесе для собственников в Телеграм

Бесплатные прямые эфиры, новости, бизнес-обучение и ключевые события на нашей странице в Facebook