Найти в Дзене
Моё обо всем

Ты, бескрайняя степь, нашей Родиной стала.

На нашей улице в шахтерском поселке Восточно-Казахстанской области казахов было немного, в основном, это были русские, украинцы, немцы, а напротив нашего дома жила семья, считаю, вообще, редкая, муж немец, жена китаянка, также в поселке была семья казаха и цыганки, грузинского еврея, жили поляки, корейцы, татаров очень много и т.д. То есть как во всем Союзе тогда - страна наша была многонациональной. Это уже ближе к 80-м коренное население начало количественно преобладать и то ненамного, массовый выезд произошел после развала СССР. Но я не об этом...

Тогда я как-то не задумывалась, какими судьбами эти люди оказались в Казахстане, да и не к чему все это было, мы были одной семьей и народность наша была одна общая - советская. И тем более наш поселок был создан в 1955 г. , добывались и тут же обогащались цветные металлы, работала шахта и фабрика, и основная масса народа приехала в это время. Горько и больно, что сегодня моя Малая Родина умирает...

В основном, заселяли степные края, а природа моего родного поселка - это в основном горы. Но тем не менее, интернационал был широчайший и это было здорово!

А в целом, в Казахстан при сталинском правлении вынужденно прибыло столько народу, не все, конечно, добрались до бескрайних степей, многие погибали в дороге. В школьных учебниках тема массовой депортации народов была запретной, те, кто ее застал воочию, тоже опасались об этом говорить в открытую. Кроме этого, в конце 30-х годов территория Казахстана стала сплошными лагерями, сколько известных людей отбывали незаслуженные сроки в тех местах. Все слышали про АлЖИР. это не тот Алжир на севере Африки, а Акмолинский лагерь жен изменников Родины, узницами которого были мать балерины Майи Плисецкой - актриса Рахиль Мессерер; жена Аркадия Гайдара, мать Тимура - журналист Лия Соломянская; актриса Татьяна Окуневская, певица Лидия Русланова, список этот был огромен и каждый день пополнялся и знаменитостями и простыми смертными. Те, кто выстоял и выжил в эти страшные годы, после восстановления справедливости вернулся на прежнее место жительства, кто-то поехал в другие регионы Союза, многие остались в Казахстане, пустили крепкие корни - детей, внуков, правнуков, для которых это республика, а теперь уже отдельная страна стала Родиной.

И https://pikabu.ru/ из воспоминаний Гертруды Платайс:

Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она впервые рассказала сотрудникам музея «АЛЖИР», как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам.

Однажды, когда одним буранным зимним утром женщины-узницы под усиленным конвоем собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков, из зарослей камыша выскочили старики и дети - местные жители соседнего казахского села Жанашу. Дети по команде старших стали забрасывать камнями измученных женщин (для выполнения нормы в 40 снопов камыша приходилось работать на морозе по 17—20 часов в сутки). Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, даже дети не любят.

Было очень обидно и больно и, в первую очередь, морально, вспоминали Гертруда Платайс и другие бывшие узницы. Так повторялось несколько дней. Оскорбленным узницам лишь оставалось взывать к судьбе, жалуясь на несправедливость одурманенных и озлобленных сталинской пропагандой казахов... Пока однажды, уворачиваясь от летевших на них камней, обессиленная Гертруда не споткнулась и не упала лицом в эти камешки. Уткнувшись в них, она вдруг почувствовала запах творога, и поняла что эти самые камни пахнут… сыром и молоком!

Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог. Оказывается, рискуя жизнью собственных детей, сердобольные казахи, не найдя другого способа как именно таким образом, не вызывая подозрений у надзирателей, делились с узницами последним, что у них было, — куртом, чтобы хоть как-то поддержать голодных бедных женщин, поскольку сами в 1930-х годах узнали голод и лишения. Втайне от надзирателей они оставляли для узниц под кустами кусочки вареного мяса, толокно, курт, лепешки.

Благодарность к казахскому народу, рассказывали женщины, они пронесли через всю жизнь. «Все лагеря плохие, но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения», – признавались они...

https://yandex.ru/
https://yandex.ru/

Вихри времени в чёрные годы
В степь заснеженную гнали народы.
Позади униженья, боль утраты и страхи.
Их голодных, замёрзших согревали казахи
И делились последней рубахой и кровом,
Изболевшие души лечили они мудрым словом.
Мы молились Иисусу и молились Аллаху
За доброе сердце степного казаха
(Анастасия Стеценко)

Тогда в детстве и юности мы не знали о той несправедливости, которой подверглись целые народы, не знали о массовых репрессиях, так где-то краем уха от взрослых и стариков, да и нам, ребятишкам, было неважно, кто есть кто, мы общались, дружили, дружили наши родители, соседи были в добрых отношениях и всегда помогали друг другу, отмечали вместе все праздники, одним из которых был 1 мая - День международной солидарности трудящихся. Теперь этот праздник называется Днем единства народов Казахстана и это замечательно!

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Чингиз Айтматов). Так давайте жить в мире и учиться друг у друга только хорошему!