Если вы любитель острых ощущений и экстрима, ищущий сладостного удовольствия от выброса адреналина в кровь – вам прямиком на заброшенный скальный участок старого Краснополянского шоссе, пролегающего по кавказскому ущелью Ахцу между селами Монастырь и Кепша Краснодарского края. Несмотря на то, что тропа охраняется с обоих концов, особо любопытных туристов туда пропускают, так что можете смело брать с собой велосипед или байк – и вперед!
Вековая история
- Скальный участок имеет протяженность около 3-х километров, тогда как само шоссе – 39 км.
- Автомагистраль была построена в 1891-1898 годах по проекту и под руководством горного инженера В.К. Константинова на месте узкой, почти непроходимой вьючной тропы.
- Изначально двухполосная дорога по «скальнику» со временем стала однополосной с реверсивным движением, которое регулировалось светофорами вплоть до августа 2005 года, когда был построен новый тоннель.
- Так, столь опасная трасса прослужила весь 20-ый век! Впрочем, она используется и по сей день в случаях аварийного вывода людей из нового тоннеля.
Туристический маршрут
Бесстрашные искатели приключений зачастую начинают свой путь от вантового моста вблизи села Кепша, построенного к Зимним Олимпийским играм в Сочи 2014 года.
Дорога чрезвычайно опасна: некоторые участки сильно обвалились вместе с металлическими ограждениями. На протяжении всего пути встречаются обрушившиеся на нее булыжники, в отдельных случаях достигающие величины велосипеда. Страшно представить, что ощущают туристы, оказавшиеся на маршруте как раз в один из таких камнепадов. Бывалые настоятельно рекомендуют надевать на голову шлем и отправляться в путешествие только тогда, когда температура уже устоялась, то есть в дневное время, так как камни обваливаются как раз от ее перепада.
Внизу под трассой протекает река Мзымта, беспокойные водовороты которой могут вскружить голову смотрящим вниз. Особый интерес также представляют будто бы естественные тоннели-норы, высеченные прямо в скалах на отдельных участках дороги. Должно быть, сердце выпрыгивает из груди, когда въезжаешь в них – а вдруг обвалятся!
Несколько участков скальника оснащены бетонными защитными навесами с просветами. Они напоминают галереи античных построек, так как, подобно им, беспощадно разрушены временем. Живописное зрелище! Вообще, если вас восхищает величие и безжалостность дикой природы, вам определенно должно понравиться это место, ведь здесь можно увидеть то, что она делает с человеческими сооружениями, оставленными без присмотра. К слову, множество любительских видеороликов, размещенных в Интернете, помогут вам отчетливо представить, в каком состоянии и насколько опасна дорога, и что ее окружает.
Сакральное место
На исходе второго десятка 21-ого века, трудно себе представить, что по этому рискованному маршруту раньше курсировали «ПАЗики», на крышах которых крепились специальные металлические защитные сетки – от камнепадов. В народе дорогу прозвали «Пронеси, Господи!» из-за многочисленных несчастных случаев. По причине царящей в этом месте мистической атмосферы, связанной со смертью, туристы даже называют его сакральным. На пути можно встретить:
- Памятник убитым и сброшенным в реку во времена постреволюционной смуты красноармейцам 1920 года, расположенный через несколько метров после въезда на скальник;
- Икону Богоматери, некогда оберегавшую водителей, которая находится в нише одного из тоннелей, расположенных на трассе;
- Памятный знак о погибшем на дороге человеке, буквы на котором давно смылись дождями;
- Наконец, барельеф, посвященный первому строителю Краснополянского шоссе Константинову В.К. в знак глубокого уважения от Управления федеральных дорог по Краснодарскому краю.