Всем АП!
Сейчас во всем мире много говорят про грядущий (текущий) экономический кризис и о том, как он сломает старый порядок. Многие гадают, что же этот кризис радикально изменит и как повлияет на нашу жизнь.
Объять необъятное невозможно, поэтому я стал думать про свою сферу – интернет (он же digital)-маркетинг.
Свой опыт работы я кратко описал в предыдущей статье.
Вообще я не очень верю в то, что кризис реально привносит в нашу жизнь новые тренды. Мне кажется, что в большинстве случаев он лишь катализирует (ускоряет) уже существующие на рынке тенденции. Но эти, уже на самом деле существующие и четко зародившиеся изменения не всегда очевидны даже активным участникам рынка, их просто не все готовы и хотят видеть.
Кризис эти тренды лишь значительно ускоряет и по его окончанию люди вдруг видят совершенно новую картинку в знакомой индустрии. "Кризис все поменял", – говорят они (мы). Хотя это далеко не всегда так.
Давайте чуть-чуть вспомним предыдущие 10-12 лет с точки зрения интернет-маркетинга и, опираясь на эти воспоминания, продолжим линию тренда.
Осенью 2008-го года я приехал из стажировки в Штатах, где я провел неполных четыре месяца. Вдоволь насмотревшись на Восточное побережье и побывав в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго (где прожил большую часть времени), я вернулся на Родину с чуть более американским акцентом и четким ощущением того, что предыдущие два года я точно работал вполсилы, если не в четверть (мне было 19 лет). Я срочно начал штудировать интернет-маркетинг и мое стремление работать и зарабатывать кратно больше быстро дало свои плоды. Я попал в отличный момент – сразу после кризиса стал стремительно развиваться и расти в объемах так называемый статейный маркетинг, в который мне удалось быстро и крайне удачно влиться.
Время было классное, сразу после кризиса рынок бурно попер вверх. Я учился в университете, зарабатывал по несколько тысяч долларов в месяц (немыслимые для меня деньги по тем временам), на меня работали 7 моих одногруппников, которые писали мне тексты.
Построив конвейер статейного маркетинга, я начал заниматься раскруткой сайтов и под ключ, затем – созданием сайтов, организовал несколько собственных медиа и т.д.
На рынке продолжалась Первая Маркетинговая Революция в Сети, появился и активно развивался так называемый "таргетинг на мысли и желания человека", т.е. когда у человека появлялась какая-то мысль - хотелось что-то купить или найти, он просто заходил в поисковую строку Google или Яндекс и искал товар и услугу. Пользователь вбивал эту услугу в строку в виде некоего "ключевого слова" (keyword), получал перечень компаний и из них – уже выбирал.
Удобно? Да!
Это была целая революция с точки зрения рекламы и маркетинга, она сильно выбивалась за рамки классического маркетинга того времени, который мне параллельно преподавали в бизнес-школе, за рамки ТВ- и наружной рекламы, – тут мы били в самое яблочко. И зарабатывали на этом.
Если говорить про инструменты, то отлично работали контекстная реклама и SEO (поисковая оптимизация сайта с целью его отражения на первых строчках выдачи по определенным словам и ключевым запросам).
Я всегда больше любил именно SEO - во-первых, там была существенно бОльшая маржа, во-вторых этот продукт технически всегда был существенно интеллектуальнее контекста, выучить который (и получить одинаково миленький и бесполезный статус Сертифицированного специалиста) было реально за 2-3 недели (что резко увеличивало конкуренцию).
SEO же учиться нужно было непрерывно и ДОЛГО. Да и вообще не все понимали как это работает даже после нескольких месяцев напряженных усилий. Это приводило к тому, что только два моих московских клиента на SEO (жил я в провинции) приносили мне-студенту около 80,000 рублей при трудозатратах на уровне 1-2 часов в день, – в дополнение к доходам по статейному маркетингу, которые были достаточно автоматизированы, чтобы тратить на это минимум времени.
И вроде бы все было здорово и драйвово, "революция" продолжала приумножать объемы рынка из сезона в сезон – так продолжалось примерно до середины 2012 года, когда волна начала затухать. Это стало заметно.
Сначала начались мелкие безобразия... затем все переросло в настоящую анархию.
Появились манипуляторы. Слишком МНОГО манипуляторов
Манипуляторы – это те самые сеошники, такие же ребята как и я, которые за определенное вознаграждение могли сделать в Интернете ВСЁ.
Мы просто брали с клиентов некую сумму денег и забивали своими клиентами выдачу по любому запросу, зачастую вообще не обращая внимание ни на качество услуг, ни на авторитетность, ни на легальность этого бизнеса.
Их (нас) стало слишком много.
Принцип "просто дайте денег – попадете в ТОП" появился в голове даже у школьников. Весь город буквально расцвел рекламой web-студий – она была на баннерах у дороги, на тротуаре, по ТВ, ВЕЗДЕ. Все предлагали либо попадание сайта в коммерческий ТОП, в виде контекстной рекламы, либо в органический ТОП выдачи – на первые позиции по определенным запросам в поисковой строке Яндекс и Google. И вот эта массовость все и похоронила.
Вроде бы и Поисковики пытались бороться с SEO, с продавцами ссылок и статей, вводя все новые и новые фильтры, и без конца подстраивая свои алгоритмы на отлов нашего брата... Кстати, боролись они так себе, скорее осуществляя словесные интервенции, чем реально изменяя правила игры.
Да и было у меня четкое ощущение, знаете такой вкус на губах, даже в воздухе как будто пахло тем, что во-первых, это была борьба с ветряной мельницей, а во-вторых, ребята из Поиска были "нашего же цвета" и лишь делали вид, "что боролись", а на самом деле – пытались откусить от рынка SEO чуть побольше денег то тут, то там. Ну и (не)тихо радовались тому, что РЫНОК РАСТЕТ. Думать, к чему все это приведет, не хотел никто – ни SEOшники, ни ребята из Контекста. Для пользователей мы действовали одинаково. Одинаково плохо.
Доверие пользователей ОБРУШИЛОСЬ
Почему пользователи перестали доверять выдаче и контексту? Да просто потому, что там был по сути один мусор, т.е. непонятные люди, просто заплатив денег, попадали на первые строчки выдачи и в контекст по тем же словам. И попадали они туда отнюдь не потому, что были самыми полезными, самыми авторитетными, а просто потому, что на них работали более талантливые оптимизаторы.
Сейчас у нас картинка поменялась и продолжит меняться особенно быстро в ближайшее время.
Продолжение следует...
Мне очень интересно услышать Ваш опыт в digital-маркетинге и Ваши идеи о том, как изменится рынок в ближайшие год-два. Пишите Ваши ответы в комментариях, я с огромным удовольствием отвечу. Подписывайтесь на канал, чтобы Первыми получить уведомления о новых статьях.
Если статья заслужила лайк – поставьте его! Я всегда рад Вашим комментариям и советам, искренне признателен за любой Ваш опыт по теме. Отвечаю в комментариях. Буду рад видеть Вас в моем Телеграм-канале и на YouTube-канале Активный Пиар.
АП