Впереди ирландки Салли Руни несётся её слава литературного вундеркинда. В 26 лет она опубликовала первый роман «Разговоры с друзьями» – в битве за права на его публикацию участвовало 7 издательств. Книгу тогда похвалили Лина Данэм и Сара Джессика Паркер. Следующий роман, «Нормальные люди», попал в шорт-лист Букеровской премии. В апреле «Люди» вышли на русском, и именно о них речь в этой рецензии.
Коннел и Марианна учатся в старших классах: он – сын уборщицы, играет в футбол, тусуется с друзьями и пользуется популярностью у одноклассниц, она – самая умная и странная девочка в школе, изгой из хорошей семьи. Их тянет друг к другу, и на наших глазах расцветает неловкий, но страстный роман в духе голливудских фильмов про старшеклассников.
Из-за подлого поступка Коннел и Марианна расстаются, а потом вновь встречаются – уже в университете Тринити, в Дублине. Их отношения с собой, окружающими и друг с другом становятся всё запутаннее и сложнее. Чем дальше, тем труднее понять, кто из них изгой, а кто звезда, кто от кого зависит и кто в кого сильнее влюблён. Чем острее они чувствуют свою отчуждённость от мира «нормальных людей», тем отчаяннее пытаются в него вписаться. И неизменно оказываются в одной постели, потому что только они, Коннел и Марианна, понимают друг друга так, как никто никогда не понимал.
Кажется, что у нынешних миллениалов есть некоторый комплекс неполноценности из-за того, что их жизнь, хотя бы на первый взгляд, легка и благополучна. Неважно, сколько сил они вкладывают в обучение и работу, всё равно есть ощущение, что в наследство от родителей, поколения X, им достался более спокойный и упорядоченный мир, в котором нет места драме и героизму, зато полно пространства для гаджетов, интернет-трендов, снэпчата и хитро заваренного кофе.
Это проступает и в литературе – совсем немного актуальных романов про здесь и сейчас, не стесняющихся того, что здесь и сейчас – это в основном рефлексия над отношениями, неудачные свидания, ментальные расстройства, социальные сети и неловкий секс. Салли Руни побарывает это ощущение, показывая очень сложные, многогранные и полные недомолвок отношения между двумя людьми.
Она приближает и изучает их, словно под микроскопом, давая нам развёрнутую перспективу решений, поступков, мотиваций и реакций главных героев. Оставляя им, впрочем, личное пространство – таймлайн романа идёт пунктиром, из читательского зрения исчезают то недели, то месяцы.
Особенное удовольствие – в довольно неожиданной, но оптимальной для всех участников событий (включая читателя) концовке. Если подумать, она так оптимистична, что напоминает хеппи-энд доброй сказки. Хотя на первый взгляд так, разумеется, не покажется – Голливуд приучил нас к другим финалам подобных историй.
Но ещё задолго до конца станет понятно, что бесконечная драма одиночества, взросления и любви для всех поколений – X, Y, Z и прочих – остаётся одинаковой. Разрушительной. И очищающей.
Издательство: Синдбад
Год выхода: 2020
Перевод: Александра Глебовская
«Когда встречаются двое людей, читавших романы Салли Руни, они тут же стремятся уединиться и не могут наговориться».
– The New York Times
Кто такая Салли Руни, чем знамениты ее романы и почему писательницу называют «Сэлинджером...
Источник:
https://readrate.com/rus/reviews/normalnye-lyudi-salli-runi-normalno-zhe-obshchalis