В данной статье я буду писать в женском роде, но то же самое верно и для мужчин.
Довольно часто я слышу об историях, когда девушка хочет решить свои психологические проблемы, а ей вместо личной терапии (которая направлена как раз на решение личных проблем) предлагают обучение на психолога: высшее или чаще всего курсы переквалификации в одном из направлений: гештальт, телесная психотерапия и тд.
А кому это выгодно?
А выгодно это прежде всего тем, кто эти обучающие курсы проводит - мэтрам психологии.
Ведь так человек на несколько лет "застревает" в психотерапии, а точнее обучении психотерапии или психологическому консультированию. То есть ее психологический запрос - на решение своих проблем, а социальный запрос - на получение новой профессии (что в итоге значительно дороже и далеко не всем удается эту профессию монетизировать).
Иногда такой путь подогревается принятым у нас недоверием к специалистам (не только в психологии, но и в медицине, например), а также большим количеством специалистов, предлагающих некачественные услуги (не только в психологии, но и в ремонт, сборе компьютеров и так далее), и как следствие распространенным самолечением и самоназначением лекарств и тд.
При этом, с точки зрения самолечения, психологическая помощь ближе к стоматологии, где самолечение практически невозможно. Недаром, Эрик Берн сравнивал самопсихотерапию с самостоятельным стомологическим лечением, что это больно, неудобно и чревато последствиями.
Это связано с тем, что для самостоятельно психологической помощи необходимо одновременно находиться и в незащищенной позиции клиента, отказавшегося от психологических защит, и в терапевтической позиции психолога, оказывающего защиту клиенту.
То есть это одновременно и беззащитная позиция и позиция защищающая (раздвоение личности получается).
Исходя из всего этого, девушка, нуждающаяся в помощи, приходит не в кабинет, где она может получить эту помощь, а в учебный класс и начинает получать интересные (а иногда и нет - смотря как процесс поставлен), но по сути не нужные ей знания!
Кроме того, во время отработки в парах, тройках, группах начинает потихоньку подниматься свои проблемы (с которыми пришла на учебу) - и получать некачественную помощь от таких же начинающих коллег как она сама.
И рано или поздно, вопрос о необходимости личной терапии (параллельно с обучением) начнет подниматься все чаще и чаще - и тогда за такой терапией она скорее всего обратится к своим же учителям (не во всех направлениях есть запрет на одновременное обучение и личную терапию у одного и того же психолога).
То есть тем, кто проводит такое обучение - выгодно вдвойне - эта девушка по сути платить дважды, а скорее всего она заплатит даже трижды: она будет платить за обучение, личную терапию и супервизию (обсуждение с более опытными коллегами - часто теми же учителями - работы с клиентами).
Поэтому обучающим мэтрам от психологии выгоднее пригласить Вас на обучающую программу, нежели оказать Вам грамотную психологическую помощь.
А что думаете Вы на этот счет?