Битву при крепости Винтерфелл, показанную в третьей серии последнего сезона «Игры престолов», фанаты успели обсудить и раскритиковать со всех сторон. В данной статье мы ограничимся лишь одним пунктом — применением в этой битве конного войска дотракийцев. Дотракийцы пришли на помощь северянам, чтобы принять участие в великой битве против зла, грозящего уничтожить всех живых людей на континенте. Поэтому вопрос о том, нужны ли они были вообще в этом сражении, заведомо не поднимается. Отослать их домой было бы невозможно: и сами они не уйдут, и прочих участников битвы такой приказ полководца несколько удивит. Другой вопрос — следовало ли использовать всадников именно таким образом?
Сразу нужно сказать, что в Винтерфелле собралась очень мощная армия, состоящая из многих родов войск: пехота, всадники, катапульты, драконы. Теоретически, они должны были поддерживать друг друга в бою. Но на практике этого не случилось, и виноваты в этом командиры. Само расположение отрядов перед битвой вызывает множество вопросов. Например, почему вообще вся армия находилась перед мощными крепостными стенами, а не за ними?
Тем более, что в критический момент пехота попыталась убежать в крепость через ворота. Но мы сейчас говорим о дотракийцах. Что это за воины, и в чём заключается их сила?
В мире книг и сериала царит Средневековье, дополненное магией (в частности, теми же драконами, биологически невозможными в немагических мирах). Основной ударной силой в это время была рыцарская конница. В сериале она тоже показана, но в данной конкретной битве заметного количества конных рыцарей не было. Дотракийцы к таковым не относятся, они типичные степняки. Это значит, что воинов в полном доспехе с длинными копьями среди них нет. Вооружение дотракийца примерно такое же, каким оно было, например, у монголов — степной лук и сабля, то есть «аракх» (сильно изогнутый меч).
Степная конница страшна была не таранными ударами в лоб, а массированным обстрелом из луков с большой дистанции. Вплотную с противником степные всадники сходились, когда враг уже был ослаблен. Только так и воюет лёгкая конница в Средневековье. Если вражеская пехота стоит на месте и не показывает признаков паники, степняки предпочтут несколько суток изматывать врага регулярными налётами и обстрелами, не ввязываясь в ближний бой. Но в битве при Винтерфелле была совершенно иная ситуация.
Начать нужно с того, что зомби в принципе не могут паниковать. То есть их нужно убивать, а не пугать. При этом у дотракийцев нет оружия, которое годилось бы против Белых ходоков. Почему-то никто не догадался пустить часть обсидиана на наконечники для дотракийских стрел. Всех конных лучников нужно было отправить в степь, ещё до того, как орда мертвецов подошла к стенам Винтерфелла. Степняки прекрасно годились для постоянного обстрела движущейся к крепости армии мертвецов и могли бы заметно сократить их количество.
Самое худшее, что можно сделать с лёгкой конницей, это пустить её против стойкой пехоты противника. В этом случае всадники лишаются своего главного преимущества: возможности обстреливать врага, оставаясь при этом неуязвимыми. Но можно придумать кое-что ещё худшее. А именно — отправить лёгкую конницу в атаку без разведки, ночью, на невидимого в темноте врага. Да ещё и такого врага, которого заведомо не испугает вид вылетающего из ночной тьмы конного воинства.
Сами дотракийцы, будучи опытными воинами и просто разумными людьми, вряд ли по своей инициативе ринулись бы в такую непродуманную атаку. Их вынудила к этому красная жрица Мелисандра, зажегшая оружие сперва Джораха Мормонта, а потом и всех дотракийцев. После чего Джорах и Мелисандра поднимают всё дотракийское войско в безумную ночную атаку. В этой атаке все дотракийцы погибают, спаслись буквально единицы. Зачем это было сделано — совершенно непонятно. Разве что, чтобы избавиться от конной орды без всякой пользы для обороны Винтерфелла.